Красиво сработавшая на Третий рейх, сильная и волевая леди Лени Рифеншталь, казалось бы, скончалась в прошлом году. В позапрошлом отмечали ее столетие. Но “бум” на таких персон просто так не проходит. Вот и галерея “Дом Нащокина” с солидным опозданием разместила в 4 залах особнячка занимательные фото, сделанные Лени во время ее удивительных путешествий по Африке.
Кроме фоток по двум экранам бесконечно ползут фильмы “Триумф воли” и “Олимпия”, обессмертившие Лени и подписавшие ей приговор. 50 судебных процессов. Несколько лет в психиатрических больницах. Плевки в лицо. Изгнание. Она любила и была любима Гитлером. Он подарил ей потрясающий шанс стать великим кинорежиссером. И она таковым стала. Тот же “Триумф воли” получил на кинофестивале в Париже золотую медаль. Через несколько месяцев те удалые красавцы, которые так возбуждали французских киноакадемиков, чудесно промаршируют по Елисейским Полям. И правды не доищешься. В 1955 году, лишившая себя родины, Лени Рифеншталь бросилась на Черный континент, зараженная глотками свободы Эрнеста Хемингуэя, описавшего Африку в своих “Зеленых холмах...”. Несколько лет спустя она открывает племя Нуба, числом в 10 тысяч человек. Племя лишено каких бы то ни было контактов с цивилизацией. Лени погружается в мир, сразу показавшийся ей таким идеальным. Делает фотографии, снимает о жизни племени документальный фильм. Ее первые снимки публикуются в 1966 году в американском фотоальбоме “Африканское королевство”. Провокационное имя Рифеншталь опять лезет в благообразный цивилизованный мир. И опять без намека на покаяние. А уж тем более когда она, скажем, в 74 года обучилась нырять с аквалангом и поставила фильм “Впечатление под водой” или когда показывала свои картинки из Африки, где женщины натягивают кожу, чтобы всадить иглу для татуирования, и готовят любимого к половому акту, кладя ему на плечо изящную ножку, присыпанную песком. Ни тени авторства. Все размашисто. Сурово. Словно она — Лени — владеет этим миром.
Правда, в Доме Нащокина вас ждет лишь впечатление. А не потрясение. Выставка скупа, она намекает на масштабы. Готовилась полтора года. Причина заминки более чем ясна — авторские права на фото Рифеншталь непомерно дорого стоят. А владеет ими сейчас старинный друг Лени — оператор Хорст Кеттнер, сопровождавший кинографиню последние 30 лет. Африканских снимков — под сорок, со дна океана — 20. Они лишь пробудят фантазию, но не удовлетворят ее. Додумайтесь сами. Шоколадные свободные женщины в рост. А полвека ранее — баварские колбаски крупным планом, шипящие на открытом огне. Колбаску съедят. Женщину тр... А Лени еще снимет какой-нибудь фильм, пока мы, сдуру, будем считать ее мертвой.