Наркодилера вызывали?

— Я спасаю людей от смерти. И я же, получается, преступник. Могу в любой момент загреметь в тюрьму за распространение наркотиков... Вот скажите, почему в нашей стране все через одно место? — усталый мужчина, лет за сорок, нервно крутит в руках окурок. Он — врач-реаниматолог и пришел в “МК”, чтобы рассказать о том, какой правовой беспредел творится сегодня в частной наркологии. Почему врачи, спасающие пациентов от белой горячки, становятся наркодилерами?


— Я вообще-то работаю в городской больнице, но моей зарплаты и на корм коту не хватит. Приходится подрабатывать: до 15.00 откачиваю алкашей в отделении ГКБ и получаю за это 100 баксов в месяц, а после 15.00 за ту же самую работу, но только под крышей нашего ООО, мне платят уже по 100 долларов за вызов... Как говорится, почувствуйте разницу!

Фирма, в которой трудится Александр (так назвался наш гость. — Авт.), находится в подвале обычного жилого дома. Постороннему человеку даже в голову не придет, что это клиника. Впрочем, посторонние тут и не бывают: в офисе сидит только диспетчер на телефоне, а врачи выезжают к больным на дом. Выезд на самый легкий случай, без стоимости лекарств, обходится не меньше 2 тыс. руб. 50% доктор отдает конторе, остальное — себе.

— В первые месяцы меня все устраивало. Мне выдали чистые бланки рецептов с тремя печатями — угловым штампом, штампом данной организации и моей личной печатью врача.

Александр заполнил их и закупил нужные лекарства в аптеке. А потом увидел: учет этих бланков в фирме вообще не ведется. Второй копии, которую требуется сохранить для отчета, тоже нет.

— Получается, что я приобрел наркотики для собственных нужд и распространяю их, через инъекции, своим пациентам. Короче, сажаю людей на иглу. Это же статья 234 УК РФ! И срок до 3 лет. — Александр разминает в пыль новую сигарету.

Оказывается, у владельцев его конторы — как и у абсолютного большинства таких же фирм — нет официального разрешения на использование СДВ (сильнодействующих веществ). Только лицензия на оказание консультативной помощи. Иными словами, приехав на вызов, частный нарколог может лишь прочитать лекцию о пользе здорового образа жизни. Максимум — ввести физраствор, для улучшения общего самочувствия.

— Мои хозяева не только ничего не говорили нам, врачам, о том, что мы должны действовать на свой страх и риск, но еще и свою ж... обезопасили: издали приказы, согласно которым наркологам якобы строго-настрого запрещено применять сильнодействующие средства. Выходит, они будут бабки грести, а я на нарах париться? Не хочу! — возмущается врач. — Я директора спросил: а почему вы не хотите сделать все по закону? Оформите лицензию, получите разрешение на лекарства... А шеф мне в ответ: “Да геморроя с этой лицензией не оберешься, столько взяток потребуют, что потом твой вызов для больного золотым станет. Поэтому в Москве почти все работают без нее”.

— Но вас же никто насильно не заставляет вводить эти препараты.

— Я же врач! Больной будет загибаться на моих глазах, а я — чтить Уголовный кодекс? К тому же в этом случае я все равно преступник: оставляю человека в опасности...

— А другие врачи относятся к этому спокойно?

— Из-за этого правового беспредела профессиональные реаниматологи отказываются работать. Оформятся, поработают месяц-два, а как только поймут, чем рискуют, сразу заявление на стол. А вместо профи приходит кто попало: медсестры, фельдшеры со “скорой”. Какой с них спрос? Ну капельницу поставят. А если тяжелый случай? Иногда эти экстренные выводы из “белой горячки” заканчивались даже летальным исходом. Но от денег так просто никто не откажется, по себе сужу. Хоть и страшно однажды оказаться крайним…

Газеты пестрят рекламными объявлениями. “Мгновенно выводим из запоя”. “Лечим наркоманию за один час”. Как выяснилось, часто владельцы таких “контор” в медицине ничего не смыслят, даже специального образования у них нет — они просто делают свой бизнес.

А родственникам умирающих тем более не приходит в голову проверить, есть ли у врача и фирмы, где он работает, нужные документы и лицензии. Им не до того. Они просто не предполагают, что вызванный по телефону врач может работать незаконно. Вот только за жизнь и здоровье их близких, если что случится, никто не ответит.


Комментарий Олега ЗЫКОВА, врача-нарколога, члена комиссии по правам человека при Президенте РФ:

— Если у алкоголика белая горячка и он опасен для окружающих, то надо вызвать бригаду “скорой психиатрической помощи”. Набираете “03” — и объясняете ситуацию. Отказать в вызове не имеют права — это противозаконно. Частный доктор здесь не поможет.

“Отрезвить” за час, конечно, можно — но проблема-то все равно останется. И алкоголик опять уйдет в запой, а наркоман сядет на иглу. Нужна долгая психотерапевтическая работа с больным человеком, и приступ — лишь повод заставить пациента задуматься над своей проблемой. Я вовсе не считаю вашего частного доктора жертвой его коммерческой фирмы. Скорее уж жертвы — больные, которые вынуждены бегать к таким чудо-лекарям.

Кстати, в наркологическом диспансере по месту прописки вас примут совершенно бесплатно и даже на работу об этом не сообщат — не те времена. Да и в группах самопомощи “12 шагов” тоже помогут бесплатно. А без лицензии врач — любой, не только нарколог — не имеет права работать и тем более использовать сильнодействующие препараты.


Комментарий Марии Луценко, начальника отдела информации и общественных связей Управления наркоконтроля России по г. Москве:

— Подобное “предпринимательство” создает возможность для утечки сильнодействующих веществ из легального оборота в нелегальный. Наши сотрудники постоянно сталкиваются с подобными случаями. Так, нами был задержан гражданин, который, представившись врачом-наркологом, ездил по вызовам и без предварительного обследования выводил из состояния запоя. При задержании у него было изъято 207 таблеток сильнодействующего вещества — фенобарбитала. Основное место его работы — подстанция “скорой помощи”. Объяснить происхождение изъятого препарата задержанный не смог. Но, принимая во внимание основное место работы, можно предположить факт хищения.

При аналогичных условиях нами был задержан другой “врач по вызову”, основное место его работы — НИИ психиатрии и наркологии, в котором он не имеет доступа к контролируемым веществам. Однако при задержании были изъяты такие сильнодействующие вещества, как трамал, бензонал, диазепам, клофелин. И опять же врач не смог объяснить их происхождение. И в том, и в другом случае были возбуждены уголовные дела по ст. 234 УК РФ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру