Присяжные поставили свою точку в громком процессе по делу об убийстве депутата Госдумы Сергея Юшенкова. “Виновен” — такой вердикт прозвучал в адрес 4 основных подсудимых. “Невиновен” — так оценены действия еще двоих (их отпустили прямо в зале суда).
Теперь у гособвинителя есть возможность назвать конкретные сроки, в которые прокуратура “оценивает” преступления 4 подсудимых — о двоих оправданных речь уже не идет.
Давайте сравним совсем еще недавние надежды подсудимых с уже обозначенной присяжными реальностью.
“Я невиновен. Убийство Юшенкова не заказывал. Моя судьба в ваших руках” — это было последнее слово главного фигуранта этого дела Михаила Коданева — заказчика убийства.
Виновен в том, что “заказал” убийство с целью устранить политического конкурента. Действуя в целях прекращения политической деятельности сопредседателя “Либеральной России” и депутата Госдумы Сергея Юшенкова и желая возглавить партию и распоряжаться ее финансами, поручил своему помощнику Александру Виннику подыскать подходящих людей для исполнения убийства. Так решили присяжные. И добавили: “Снисхождения не заслуживает”.
“Я не смог отказаться от предложения Коданева убрать Юшенкова, поскольку боялся за семью и боялся потерять работу”, — еще раз признался его помощник Александр Винник (организатор). Уточнил: “Я полностью раскаиваюсь”.
Виновен в том, что согласился выполнить поручение Коданева и поехал в Сыктывкар с целью подобрать людей для исполнения преступления, получив за свою работу 10 тыс. долларов. Но заслуживает снисхождения. Таково мнение присяжных.
“Я совершил страшное преступление... Я готов понести наказание”, — вторил Виннику исполнитель убийства Александр Кулачинский.
Виновным в исполнении убийства, за которое он получил деньги и машину, хотя и не ставил целью прекратить политическую деятельность Юшенкова, признали присяжные Кулачинского. Снисхождения не заслуживает.
“Я не знал, что убитый — политический деятель. Прошу судить меня не за убийство политического деятеля, а за убийство человека”, — каялся посредник Игорь Киселев.
Виновен в том, что согласился быть посредником между Винником и Кулачинским, которому передал все данные о Юшенкове. Снисхождения не заслуживает.
Прочие подсудимые — Владислав Пальков и Антон Дрозд — также выразили сожаление в связи с содеянным и частично признали свою вину. И все без исключения просили прощения у семьи погибшего Сергея Юшенкова, упирая либо на то, что не знали, кого убивали, либо вообще не ведали, что “участвуют в преступлении”.
Видимо, они разжалобили присяжных. Их двоих и сочли невиновными.
Каким же может быть приговор? Организатору Коданеву теперь за “посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля” (ст. 277 УК РФ) реально светит срок от 12 до 20 лет либо пожизненное заключение.
Его помощнику Виннику — за то же самое — значительно меньше, ведь он, по мнению присяжных, заслуживает снисхождения. А по закону такая формулировка обязательно должна быть учтена председательствующим. Пожизненное заключение в подобных случаях никогда не назначается, а срок, отпущенный Виннику, будет на 1/3 меньше максимального. Стало быть — не более 12,5 года.
Кулачинскому и Киселеву за убийство (ст. 105 УК РФ) и незаконный оборот оружия (ст. 222 ч.3 УК РФ) грозит до 20 лет либо пожизненное.
Гособвинитель Дмитрий Шохин смотрелся не слишком удовлетворенным. “С одной стороны, я рад, что присяжные заседатели приняли единственно правильное решение по четверым обвиняемым, но, с другой стороны, я не считаю, что оправданные... непричастны к убийству”, — заявил он.
А Валентина Юшенкова, вдова Сергея Юшенкова, сказала просто: “Для меня было главным, чтобы наказали виновных”.
Суд продолжится 23 марта.
19 июня 2002 г. — Мещанский суд Москвы приговорил бывшего главу КРАЗа Анатолия Быкова за причастность к попытке заказного убийства красноярского авторитета Струганова к 6,5 года лишения свободы условно.
16 июля 2002 г. — в Санкт-Петербурге завершился процесс по делу об убийстве Виктора Смирнова — бывшего помощника депутата Госдумы Михаила Монастырского. Организатор получил 17 лет, а двое исполнителей — по 16. Заказчик убийства — сам Монастырский — в розыске.
14 мая 2003 г. — в Санкт-Петербурге закончилось рассмотрение дела банды, совершившей ряд заказных убийств, наиболее громким из которых стало убийство вице-спикера петербургского ЗС Виктора Новоселова. 4 преступника приговорены соответственно к пожизненному заключению, 16, 10 и 5 годам лишения свободы.
22 октября 2003 г. — в Ангарске суд вынес приговор участникам заказного убийства местного предпринимателя: заказчику, исполнителю и посреднику — соответственно 15, 14 и 5 лет лишения свободы.