В понедельник исполняется ровно 50 лет трусам-бикини.
А киностудии “Мосфильм” недавно стукнуло 80. Вот мы и подумали: почему бы не объединить два юбилея. Ведь кинематограф всегда шел с этим предметом туалета рука об руку... Ну, вспомнить хотя бы “Бриллиантовую руку”: чем же, как не мини-бикини, Светличная (Анна Сергеевна) хотела соблазнить героя Никулина...
В июле 46-го модельер Луи Рирд представил публике новый купальный костюм, выкроенный из отреза в 30 дюймов (0,76 кв. м). Шокирующий комплект состоял из бюста — двух треугольников, соединенных веревочкой, — и открытых трусиков. Обе детали можно было пропустить через обручальное кольцо.
Новый купальник Рирда был настолько откровенным, что ни одна из парижских моделей не согласилась демонстрировать его на подиуме. Для показа была нанята Мишелин Бернардини — стриптизерша одного из парижских клубов. Любительница “горячих танцев” не была красоткой, но после показа поклонники завалили ее письмами... Время демонстрации чудо-белья совпало с ядерными испытаниями, которые проводила американская армия на острове Bikini. Дерзкое и экзотическое белье произвело ядерный эффект, и его тотчас окрестили “бикини”.
Советским женщинам в те времена узкий бюстгальтер и очень короткие плавки и не снились. В ходу были сатиновые трусы унисекс, “бронебойные” зимние фланелевые панталоны “с начесом”, а роскошью считались трусы-неделька. В России слово “вторник”, вышитое на тонких хлопчатобумажных трусиках из Гонконга, воспринималось как высший писк вожделенного капиталистического декаданса.
В кинематограф у нас “новую моду” вводили постепенно. Зоя Буряк, исполняющая роль Саши в фильме “Холодное лето 53-го”, вспоминала:
— Для съемок мне сшили светлое ситцевое платье и выдали на складе потертые кожаные туфли, застегивающиеся на пуговки. Образ дополняли объемные черные трусы. Их не могли найти ни в одном магазине. Сшитая в мастерской “нижняя деталь женского туалета” мне страшно не нравилась. Но художник по костюмам убедила меня, что именно эту модель “выше пупа” носили девушки в то время в деревнях. С исторической правдой пришлось смириться...
Режиссеры пытались отразить нелепость строгого советского стиля одежды...
— Для эпизода в бассейне в “Покровских воротах” нам доставили с одной из советских фабрик дюжину сплошных купальников из черного трикотажа, — вспоминает художник по костюмам Алина Будникова. — Такие они были неинтересные, одинаковые... что я сразу взяла их на съемки. Догилева в нем не должна была никак выделяться среди других сотрудниц общества “Трудовые резервы”...
Первым снять в кино полуобнаженную женщину в откровенном нижнем белье отважился Леонид Гайдай: эпизод с “не виноватой” ни в чем Светланой Светличной. А на съемках “Операции “Ы” Гайдай и вовсе прослыл коварным соблазнителем: когда отбирал на роль Наталью Селезневу, он прежде всего попросил ее раздеться... Заметив удивленный взгляд девушки, объяснил, что в фильме будет эпизод, где героиня во время подготовки к экзамену как бы случайно оказывается в исподнем. “Вдруг фигура неподходящая?” — подколол Гайдай. “Что?!” — вскричала молодая Селезнева и буквально сбросила с себя одежду... Кстати, подходящий к требованиям режиссера фасон — трусы на бедрах и привлекательный “верх” без лишних открытостей — в официальной продаже не нашли. Так что комплект приобрели “импортный” — в переходе у спекулянтки.
Мало кто знает, что еще в начале 60-х попытку облачить одну из главных героинь в бикини предпринял режиссер фильма “Белое солнце пустыни” Владимир Мотыль.
— Наша Катерина Матвеевна, переходя вброд реку, нетрадиционно была одета в бикини, — рассказывает Мотыль. — Получились замечательные эротические кадры, они были уже в монтаже, когда пришедшие в ярость коммунисты потребовали “убрать порнографию”. Отказаться же от этой сцены я не мог, слишком глубокий смысл был вложен в сновидения Сухова: получалось прямо по Фрейду — и текущая река, и бадьи, полные воды, и поднимающая подол любимая женщина... Я взял самый безобидный кадр, где оголялись лишь колени Катерины Матвеевны. Его и увидел массовый зритель.
“Интердевочка” была одним из первых фильмов, который шокировал постсоветское общество тематикой и откровенностью сцен.
— Тодоровский сразу сказал: “Все костюмы и ткани закупаем в Стокгольме”, — у нас-то на прилавках как раз ничего не было, — говорит художник по костюмам Алина Будникова. — Нижнее белье, в котором появляется на экране Яковлева, я пыталась подобрать под остальную одежду: черное платье-сбрую и чулки с серебряными стрелками... К тому же черное всегда больше привлекает внимание. Но оператор заявил, что из-за освещения белье должно быть светлым. Так что верхняя и нижняя одежда, к сожалению, не сочетаются. Мы выбирали трусы с поясом на бедрах из качественного тонкого шелка. Все-таки в меру открытые, непрозрачные, без всяких рюшек, но многие актрисы видели подобные красивые и дорогие вещи впервые. А Елена Яковлева была в таком восторге, что часть белья после съемок режиссер предложил ей оставить себе.