Что нам надо?

Бомжующий Саддам Хусейн, доверчиво, как ребенок, открывающий рот, чтоб показать врачу горлышко и зубки, — самая поразительная картина последних дней. По-моему, она имеет все шансы остаться в истории как символ уходящего года. Ведь каждый год имеет свой символ — какую-то “живую” картину, которая произвела самое сильное впечатление и осталась у всех в памяти. Например, символ прошлого года — зрительный зал, где в красных креслах спят мертвые шахидки. Позапрошлого — самолет, пронзающий башни-близнецы. А в этом году — Саддам Хусейн, которому врач светит в рот фонариком.

Не знаю почему, но среди всех моих знакомых не было человека, который бы не ахнул, увидев это зрелище.

Бывают поразительные события, а бывают — поразительные картины. Картины доходчивее. Посмотришь — и все ясно, объяснять уже ничего не надо.

К сожалению, очень редко удается поймать подобного рода картины, запечатлеть на пленке и донести с их помощью суть происходящего. Редко и случайно. Если бы люди научились это делать специально и сознательно, они бы гораздо лучше стали понимать друг друга. Во всяком случае, гораздо лучше, чем сейчас, когда они пытаются пробивать туннели непонимания при помощи слов.

* * *

Слова — обманщики. Ты объясняешь что-то свое, показываешь, машешь руками, но, как ни старайся, люди поймут только то, что они хотят понять. Вернее, только то, что они уже знают. То, что издавна уложено в их головах тяжелыми неповоротливыми формулами-кирпичиками, банальностями, не требующими дальнейших раздумий и исследований.

Если изъясняться только этими формулами-кирпичиками, с тобой все всегда будут согласны. Ты говоришь: “Россия должна быть сильной” — и тебе все аплодируют. А как ее сделать сильной, откуда у нее эта самая сила возьмется? Неважно. Никто не спрашивает. Это нам не интересно. Пусть сама как-нибудь сделается, а мы лучше следующий кирпичик пощекочем. “Чечня — неотъемлемая часть России” — вот такой, например. Пускай мы в Чечню не можем ездить, пускай это закрытая для нас территория, пускай мы боимся чеченцев и не пускаем подозрительных кавказских женщин в рестораны, пускай наши военные живут там на осадном положении, пускай их взрывают и заманивают в засады, пускай. Все равно Чечня — неотъемлемая часть России. А кто не согласен, тот хочет развала России, поэтому враг.

Про развал — тоже кирпичик, не требующий раздумий. Почему избавление от мучений, связанных с Чечней, в которую постоянно приходится вкладывать колоссальные деньги и получать за это теракты, ведет к развалу России, а не к укреплению?

А потому что. Не надо глупых вопросов, старшие товарищи сказали — значит, так оно и есть.



* * *

Чтобы победить на выборах, надо разговаривать формулами-кирпичиками. Разложить их перед собой и умело ими жонглировать. И не дай бог что-нибудь начать объяснять дополнительно. Ни в коем случае. Все испортите.

Ярчайший пример — “Яблоко”. Четвертый раз все себе портит дополнительными объяснениями. Раньше это им еще как-то сходило с рук, а сейчас — все, терпение у людей кончилось.

Явлинский им всю предвыборную кампанию пытался объяснить, как сделать Россию сильной, — с чего начать, чем продолжить, какие законы принять, что предусмотреть. Издевался, попросту говоря. Его ведь невозможно было понять, там ничего не узнавалось в его программе, ни одного кирпичика. Сказал бы лучше так: “Олигархов к стенке”. Мы бы поняли и одобрили. Или так: “Голосуйте за кандидатов нерушимого блока коммунистов и беспартийных”. Тоже поняли бы и согласились. А он развел, понимаешь, турусы на колесах, высоконаучные материи.

Вон “Единая Россия” — у нее вообще никакой программы не было. Вместе с президентом углубим и уширим — вот все, что она обещала.

И отлично, нам больше ничего не надо.

В ходе интернет-конференции президент Путин очень правильно отметил неадекватность демократов. Они проиграли, потому что допустили ошибки в стратегии и тактике. Не поняли, ч т о люди хотят сейчас от политической партии.

Вот президент знает, ч т о люди хотят. Судя по блестящей победе “Единой России”, они хотят вместе с президентом. Звучит такая формула, конечно, не очень грамотно, по идее, здесь еще требуется какой-то глагол: “вместе с президентом” — что делать? Но глагола нет. Он нужен по правилам русского языка, однако правила российской политики вполне без него обходятся. “Вместе с президентом” — уже тоже кирпичик, накрепко зацементированный в бедную головушку избирателя.



* * *

Короче, если вы хотите, чтоб народ за вас проголосовал, заготовьте один надежный кирпич и ни в коем случае никому ничего не объясняйте. “Я иду в Думу, чтобы разрабатывать и принимать законы, необходимые стране”, — ничто не отвращает избирателя сильнее, чем эта фраза. А если еще кандидат начнет объяснять, какие именно он собирается разрабатывать законы, — все, кранты ему. Но если вместо всей этой трепотни про законы он заклеит округ плакатами и листовками с одной лаконичной надписью “МОСКВА НЕ РЕЗИНОВАЯ! Голосуйте за П.П.Живодерова!” — победа ему обеспечена.

“Москва не резиновая” — пример идеальной формулы, которая найдет отклик в сердце каждого москвича. Что она означает? Каждый понимает по-своему. Кому-то видятся “пробки” на улицах, кому-то приезжие, кому-то бойцовые собаки, кому-то элитная застройка, задавившая пятиэтажки. Главное — не вдаваться в разъяснения, тогда ваш лозунг понравится всем.

Каким образом превратить Москву в резиновую и надо ли превращать? Здесь тоже без комментариев — демонстрируйте загадочное молчание. Пусть люди думают: вы знаете, что и как надо делать. Хотя на самом деле вы ничего не знаете, а избраться вам надо, просто чтоб вас в тюрьму не посадили за старые махинации.

Вот пример безошибочной стратегии и тактики предвыборной кампании. Если бы правые и “яблочники” пошли таким путем, они имели бы не меньше голосов, чем “Родина”, которая как раз так и действовала. Непонятно, что им мешало. По всей видимости, высокое самомнение. Оторвались от народа. Не захотели под него подстраиваться — и совершенно напрасно. Люди у нас хорошие, добрые. Просто не надо им голову морочить. Говорите то, что они хотят услышать, — и они всегда с радостью за вас проголосуют.



* * *

Теперь у демократов — слезные переживания и поиски единого кандидата в президенты, что само по себе забавно, потому что ничего “единого” у них быть не может просто по определению.

СПС и “Яблоко” друг друга ненавидят гораздо сильнее, чем коммунистов, жириков и “единороссов” вместе взятых. В основе их отношений лежит очень давнее личное чувство, которое больше всего напоминает глубокое физиологическое отвращение.

Это действительно так. За последние лет шесть-семь я, скажем, неоднократно наблюдала, как рядовых правых перекашивало, когда речь заходила о Явлинском, и их интеллигентные лица вдруг превращались в свинячьи рыла, брызжущие ядовитой слюной в сторону “Яблока”. Когда они выступают публично, то стараются себя как-то сдерживать (хотя взаимная ненависть и там иногда показывает свой оскал). Но если знаешь истинный характер связывающих их отношений, то понимаешь, что ни о каком едином кандидате речи быть не может. Это все игры, танцы.

У “Яблока” есть только один полноценный кандидат в президенты — Явлинский. У правых нет ни одного. Но Явлинского они не поддержат никогда. Вот и вся диспозиция. И если все же кому-то удастся пролить свет на их мохнатое “демократическое” сознание, заставленное снизу доверху кирпичами-формулами, предубеждениями и обидами, — это будет не менее поразительное зрелище, чем заросший и бородатый Саддам Хусейн, которому врач светит фонариком в рот.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру