На стадионе стартуют соревнования по бегу. Кроссовки одного участника намертво приколочены гвоздями к беговой дорожке. Щиколотка второго приклеена клейкой лентой к бедру. Третий — тащит за собой цепь со стокилограммовой гирей. Зато четвертый участник соревнования стартует на мотоцикле... Так известный политолог Георгий Сатаров описал российскую предвыборную гонку-2003.
Сатаров выразил свое отвращение к нынешним выборам тем, что принципиально отказался прогнозировать их итоги. Многие наши соотечественники выбрали другой способ: голосование ногами. По данным последних опросов, проигнорировать выборы может рекордное количество россиян. Понять этих людей можно. Но весь мировой опыт свидетельствует: они совершают ошибку.
Есть две категории стран, жители которых обожают игнорировать походы на избирательный участок. В первую категорию входят страны типа Швейцарии. В 2001 году, например, на выборы в альпийской республике пришло лишь 36% взрослого населения. Понять швейцарцев можно. У них и так все хорошо. И какая именно партия у власти — большей части народа до лампочки.
Несколько лет тому назад в южноамериканской республике Боливии на выборы пришло лишь 50% избирателей. А в стране Гватемале и того меньше — 14%... Причины выборной апатии здесь совсем другие, нежели в Швейцарии. Никто не верит, что выборы способны что-то изменить к лучшему. Мол, волеизъявление — это не более чем спектакль. На самом деле все решено заранее... Россия, к сожалению, ближе именно к этой категории стран.
Но брать пример с боливийцев и гватемальцев почему-то не хочется. Да, очень многие политики, пиарщики, судьи, журналисты вели себя во время выборной кампании довольно мерзко. Но это не повод, чтобы отказываться от участия в выборах.
Можно сколь угодно сильно презирать политику и не интересоваться ею. Но жить вне политики не получится ни у кого. Каждый из нас может привести длинный список чудовищных по своей глупости решений власти. Но кто ответствен за то, что наверху оказались люди, которые приняли эти решения? Если до конца раскручивать логическую цепочку, то ответ на этот вопрос очевиден: избиратели.
“Мой голос все равно ничего не изменит!” — так очень многие объясняют свой отказ от похода на избирательный участок. Действительно, один ваш голос ничего не изменит. Но когда так же, как вы, думают и действуют миллионы — это меняет очень многое.
Для властей массовая апатия избирателей отнюдь не смертельна. В ней есть даже свои плюсы. Апатичным и аполитичным народом гораздо легче управлять. Но для страны в целом и каждого конкретного гражданина в отдельности такая ситуация не сулит ничего хорошего.
Война — это слишком серьезное дело, чтобы ее доверять генералам. Равным образом политика — слишком серьезное дело, чтобы доверять ее профессиональным слугам народа. А между тем те из нас, кто в это воскресенье не пойдет на избирательные участки, делают именно это.