Грузинская политическая драма еще явно не достигла своего кульминационного момента. Но обитатели очень многих столиц уже могут извлечь очень серьезные уроки из истории падения “серебристого лиса” Шеварднадзе.
На этой неделе вакантное после бегства Березовского место главного мастера дьявольских интриг СНГ наконец обрело нового обладателя. Имя штатовского дипломата Ричарда Майлса сегодня с ужасом и восхищением повторяют во всех СНГшных столицах. Мол, стал человек послом в Азербайджане — местного президента Эльчибея сразу свергли. Переехал в Сербию — Милошевич вылетел из президентского кресла. Едва успел приехать в Грузию — Шеварднадзе тоже пал жертвой госпереворота.
Наверно, обладать репутацией “грозы президентов” приятно для собственного эго. Однако для Америки в этой ситуации есть один не очень приятный момент. Если бы г-н Майлс сверг, скажем, Лукашенко, во всех остальных столицах СНГ к этому отнеслись бы с пониманием. Как-никак “батька” — открытый враг Штатов. Но Майлс сыграл ключевую роль в свержении Шеварднадзе — чуть ли не самого проамериканского политика во всем бывшем Союзе.
Отношения Эдуарда Амвросиевича с вашингтонскими властителями можно назвать не просто дружескими, а даже интимными. Кабинет грузинского лидера был увешан его фото с Бейкером, Бушем и прочими подобными персонажами. А на столе красовалась визитная карточка американского президента с нацарапанными на ней частными телефонами Буша.
Но ни это, ни верная служба Шеварднадзе американским интересам не помогли. В Вашингтоне обошлись со своим старым другом предельно бесцеремонно. Мало того, что Эдуарду Амвросиевичу не разрешили даже попытаться сделать следующим президентом Грузии угодного ему политика. (По сведениям “МК”, Шеварднадзе до самого последнего момента пытался протащить в это кресло бывшего посла в России Важу Лордкипанидзе.) В результате действий Вашингтона его “другу” Шеварднадзе грозила даже физическая опасность.
Получается, что тесная дружба с Америкой вовсе не гарантирует того, что в один прекрасный день Вашингтон не поступит с тобой как с нашкодившим щенком. Другие лидеры СНГ наверняка очень хорошо запомнят этот урок. Во всяком случае, вряд ли кто-нибудь из СНГшных президентов сегодня горит желанием увидеть г-на Майлса новым послом в своей стране.
В то время как западные наблюдатели кричали, что парламентские выборы в Грузии — это не более чем фарс, исполнительный секретарь СНГ Яров сделал противоположное заявление: “Несмотря на отдельные нарушения, в целом выборы прошли в рамках закона и демократии”.
Этот эпизод весьма показателен. Как мы все хорошо знаем, в России тоже обожают всякие выборные махинации и фальсификации. События в Грузии показывают, до чего может довести чрезмерное увлечение подобными трюками. Избранная подобным образом власть просто теряет свою легитимность в глазах населения. Поэтому ее очень просто свергнуть. Конечно, размах фальсификаций на российских выборах менее серьезен, чем на грузинских. Но то, что российским слугам народа есть над чем задуматься — несомненно.
Срежиссированная Вашингтоном смена власти в Грузии своего рода эксперимент для Америки. Это первый организованный США госпереворот на постсоветском пространстве. От долгосрочных результатов этой операции зависит многое.
В Ираке в этом году Штаты тоже провели эксперимент. Он оказался неудачным. Сейчас в Вашингтоне только и думают, как выбраться из “багдадской ловушки”.
Результаты грузинского эксперимента пока не ясны. Вполне возможно, что новый проамериканский режим в Тбилиси окажется вполне успешным. В этом случае Америка, конечно, не начнет пачками свергать ныне действующих президентов СНГ. Но устройство госпереворотов станет для Вашингтона вполне приемлемым методом политдействий в бывшем СССР.
Возможен и другой вариант. Под руководством новых грузинских властей страна благополучно погрузится в хаос. В этом случае янки поймут, что свергать иностранные правительства опасно не только в Ираке, но и в СНГ.