Предпремьерный показ второй части приключений маленького очкастого волшебника, вопреки всем ожиданиям, удался. По старой зрительской привычке от второй части ждешь подвоха, но “Гарри Поттер и тайная комната” (Harry Potter and the Chamber of Secrets) не дал ни одного шанса усомниться в режиссерских способностях Криса Коламбуса. При минимуме содержания — максимум формы, в результате получилось ошеломляющее зрелище, потрясающая сказка для детей любого возраста, масса холестерина и ни грамма витаминов.
Антивитаминная история о Гарри Поттере похожа на хороший американский гамбургер. Произведения Джоанны Роулинг и гамбургеры были созданы с благой целью: рассказать детям, что такое хорошо и что такое плохо, и накормить весь мир легким взмахом руки, но результат получился совершенно противоположным. И вот сказка о легендарном маленьком маге превращается в детский культ, наполняя кошельки ее создателей, а от всеамериканской мечты о быстром и незатейливом питании у детей нарушается обмен веществ. И, кстати, в обоих случаях дело не в самом продукте, а в отношении к нему. Не стоит относиться к “Гарри Поттеру” всерьез, так же, как не стоит три раза в день питаться калорийными гамбургерами.
Каждое поколение создавало свои саги: поколение родителей сегодняшних поклонников мистера Поттера мечтало о звездных приключениях Люка Скайуокера, их дети выбрали себе других кумиров: хоббитов и волшебников. Каждый ребенок сегодня мечтает оказаться на месте везунчика Гарри, взять в руки волшебную палочку, побродить по коридорам Хогвартса, и ради этого они даже готовы смириться с очками. А вторая часть фильма дает им прекрасный шанс расширить свой кругозор относительно внутреннего устройства мира магов, который наверняка где-то прячется и очень даже может быть, что вход в него — в школьном туалете для девочек, где и происходит основное действие “Гарри Поттера и тайной комнаты”. Именно в заброшенном туалете, где сутки напролет рыдает привидение плаксы Миртл, золотая троица Хогвартса провела большую часть второго учебного года. Там они варили приворотное зелье и там нашли вход в пещеру василиска.
Но говорят, что британская мамаша Джоанна Роулинг была очень недовольна съемками: она скандалила с режиссером, сетуя на то, что слишком далек Крис Коламбус от, с позволения сказать, литературного источника. Вероятно, именно поэтому Коламбус отказался от съемок третьей части (пока для съемок “Узника Азкабана” выбран Альфонсо Куарон, режиссер совсем не детского фильма “И твою маму тоже”), и именно вольное обращение Коламбуса с текстом вызовет массу возражений у настоящих фанатов книжек о Гарри Поттере. А впрочем, и они добавили не один миллион в копилку “Гарри Поттера и тайной комнаты”: стомиллионный бюджет второго фильма практически “отбился” в первый же уик-энд показов.
Разочаровало же в фильме, как ни странно, лишь одно: слишком повзрослевшие дети. И Дэниэл Рэдклифф, исполнитель роли самого Гарри, которым так восхищались дети, повзрослел больше всех: теперь он похож на настоящего “гадкого утенка”, нескладного подростка, чувства умиления уже не вызывающего. Что же станет с этими “золотыми” детками в третьей части, и подумать страшно.
Хотя юным зрителям, присутствовавшим на первом российском показе “Гарри Поттера и тайной комнаты”, фильм не приглянулся. По крайней мере именно они с чрезвычайно серьезными лицами рассказывали съемочным группам, как сильно их разочаровала вторая часть и насколько была лучше первая. Поэтому — оставляйте своих придирчивых чад дома, чтобы не расстраивать их, и отправляйтесь на сравнительный анализ “Гарри Поттера” со “Звездными войнами”.