НА ОЧЕРЕДИ ЗАЙЦЫ

Минувшая неделя не принесла больших неожиданностей. События, выделяемые телевидением как “главные”, на самом деле ничего особенно “главного” из себя не представляли, однако на фоне еще более обыденных мероприятий в общем и целом соответствовали первым местам, отведенным им в программах теленовостей.

Исключение составила среда, когда все новости начинались с сюжета о споре между малоизвестными субъектами, хозяйствующими в Охотском море. Одного из субъектов, как я поняла, представлял местный авторитет Вася Якут, пытавшийся с криком “Мочи всех!” взять на абордаж вызвавшее споры рыболовецкое судно. Второй субъект был представлен капитаном этого судна и его командой, бескомпромиссно замочившими агрессора ответным огнем из стрелкового оружия. Возможно, впрочем, это было не стрелковое оружие, а легкая артиллерия, небольшие такие походные пушки, установленные на борту рыболовецкого траулера. Точно никто не знает, потому что, отстреляв боезапас, судно ушло на неопределенный срок в открытое море — кажется, ловить рыбу. Помимо этого известно, что кто-то из субъектов был под камбоджийским флагом — то ли Вася, то ли капитан, то ли оба. Вот, собственно, и все великое событие.

Нужно ли было ставить его на первое место в новостях и посвящать ему длиннющие репортажи? Ежедневно у нас в стране происходят сотни подобных “хозяйствующих” споров. Вряд ли стоило выделять один из них только потому, что он случился не на суше, а на воде.

Понятно, конечно, что бандитские разборки являются важнейшим двигателем всей нашей экономики, но надо ли публично и откровенно признавать их первостепенную роль? О нас ведь и так невесть что думают — и на Западе, и на Востоке. Так не лучше ли держаться поскромнее и не запугивать людей дополнительно. А то и так уже все боятся.

* * *

Больше всех нас боятся те, кто нас лучше всех знает, — братья по социалистическому прошлому. Совместный марш к коммунизму привел к тому, что у них образовалось нечто вроде родовой травмы или посттравматического синдрома. Это бывает, если человека сильно напугать. Скажем, ребенка в детстве покусала собака — и все, он всю жизнь теперь будет бояться собак.

Точно так же и бывшие социалистические братья. Мы их крепко придавливали в свое время, поэтому теперь они нас боятся как огня и расценивают свое нынешнее, независимое от России состояние как не вполне надежное. Им кажется, что в любой момент с нами может произойти какой-нибудь очередной революционный припадок и мы тогда снова кинемся их просветлять — по своему обычаю, при помощи танков, бомб, мин и гранат. По этой причине они не чувствуют себя в безопасности и ищут укрытие, которое гарантировало бы им защиту от всяких неожиданностей. НАТО — как раз такое укрытие. Вступили в НАТО — и спрятались: все, я в домике.

На минувшей неделе мечта травмированных наконец сбылась. Произошло то, против чего мы отчаянно боролись последние пять лет, — беспрецедентное расширение Североатлантического альянса на Восток.

А какая была борьба! Какие вопли отчаяния раздавались, какими страшными карами пугали проклятых империалистов наши политики и чиновники! Тогда казалось — все. Конец нашей великой державе. Если они расширятся, мы не переживем такого позора и унижения и сделаем себе харакири. А видите, отлично пережили. Никто и не заметил, что что-то произошло в мире, какие-то решительные перемены. Наши министры и спикеры с большим достоинством объяснили, что не видят в расширении НАТО угрозы для России, и тема была закрыта. Никто их даже не спросил, чего же они раньше орали как резаные из-за этого расширения...

Впрочем, вопли сейчас возобновятся, поскольку присоединиться к блоку решила еще и Грузия, а вот этого мы уже точно не переживем. Есть предел терпению.

Однако и Грузия тоже, можно сказать, на грани нервного срыва. Мы достаточно эффективно запугивали ее в последние месяцы, поэтому там теперь тоже наличествует все необходимое для вступления в НАТО — и синдром, и травма, и непреодолимое желание спрятаться в домике, запереться и больше нас никогда не видеть. Так что битва за Грузию обещает быть чрезвычайно увлекательной, и предсказывать кому-то победу сейчас не возьмется даже самый дальновидный политолог. Однако ясно, что в ближайшее время все лучшие умы будут задействованы на этом направлении, и, если дело ограничится одной только потерей Абхазии, Грузия может считать, что ей сильно повезло.

* * *

Лучшие умы работают не только над внешней политикой, но и над улучшением нашей жизни вообще. И вот, пожалуйста, прорыв недели: Государственная дума приняла в первом чтении закон о противодействии коррупции, который разрабатывался в ее насквозь коррумпированных недрах уже восемь лет и наконец разработался.

Трогательная деталь: докладчиком по закону о коррупции выступил депутат Баскаев, генерал внутренних войск, до недавнего времени командовавший Московским округом. В отставку он ушел хоть и добровольно, но, видимо, все-таки вынужденно. Слишком много неприятных явлений было связано с его именем — какие-то благотворительные фонды, где деньги крутились как белка в колесе, мутные поставки в войска, просроченные супы, приватизированная складская база войск, из которой потом получилось предприятие малого бизнеса, и много чего еще. Была уйма проверок, Баскаева разрабатывали, прокуратура вела уголовное дело на его начфина, но самого генерала так и не зацепили: видимо, органам не хватило профессионализма и воли к победе. А он настолько уверенно себя чувствовал, что позволял публиковать в журналах снимки своего загородного дворца и в интервью откровенно признавался, что занимается бизнесом. А что тут такого, разве командующий округом не может заняться бизнесом, если ему хочется?

Грязи, однако, было слишком много. Генерал превратился в одиозную фигуру, и ему все-таки пришлось подать в отставку. Но он тут же избрался народным депутатом (интересная работа, почет, уважение, опять же неприкосновенность) и, как видите, теперь продуктивно трудится на законодательной ниве: уже разработал закон о противодействии коррупции и доложил его высокому собранию.

Наверно, кому-то данная ситуация покажется надругательством над здравым смыслом. Но это ведь не единичный случай, вся Дума постоянно действует в режиме надругательства над здравым смыслом — это у них как раз и называется “заниматься политикой”. А если кто-то не понимает такой политики, у него, значит, “масла в голове не хватает”. Нельзя ему быть народным депутатом, профессионально непригоден.

* * *

Вообще, это очень современный подход. Пусть каждый сам для себя разрабатывает законы. Вор пусть разрабатывает закон о противодействии воровству, коррупционер — о противодействии коррупции, шпион — о сохранности государственной тайны, террорист — о борьбе с терроризмом. Соответственно, правитель разрабатывает законы о том, как ему править, чиновник — о том, куда ему тратить народные деньги, военный — о том, когда ему воевать или не воевать, спецслужбы — о том, как они могут за всеми следить и подслушивать...

Средства массовой информации на днях тоже выразили желание разработать для себя ограничения по части освещения контртеррористических операций. Их твердое намерение самим себя высечь было представлено во всех новостях как большая победа нашей демократии.

В эфире царило ликование. Редакторы крупнейших СМИ обратились к президенту с просьбой наложить вето на маразматические поправки, извергнувшиеся из разгоряченных депутатов, обещая взамен обезвредить себя самостоятельно. Государственные телеканалы освещали это событие с таким неподдельным восторгом, что было ясно как день: мероприятие организовано самим Кремлем, так что никакого риска нет, президент рассмотрит письмо главных редакторов и наверняка с ним согласится.

...В общем, кругом показуха. Плохие новости у нас — настоящие, хорошие — показушные.

* * *

Самая развесистая показуха недели — чаепитие в Ново-Огареве. Сюжет “Путин — покровитель искусств”. В плотном рабочем графике президенту удалось выделить полчаса общению с нашими знаменитыми юбилярами-кинематографистами. Тихо так, по-семейному, в узком кругу чайку попить.

Поначалу, правда, беседа не клеилась. Все-таки на день рождения юбиляры обычно к себе гостей приглашают, а не сами в гости ходят. К тому же президент и кинематографисты — отнюдь не близкие друзья и даже не приятели, лично общаются впервые, так что некоторая натянутость неминуема. А тут еще выяснилось, что их, оказывается, не на чай пригласили, а на показательную пиар-акцию — дабы продемонстрировать с их помощью простоту и доступность президента, а также его любовь к хорошему советскому кино.

В результате получилась совершенно анекдотичная картина: сидят три незнакомых человека за столом, не знают о чем говорить, но очень стараются вести себя естественно, а вокруг стоит толпа журналистов, все с микрофонами, с камерами, ушами прядают и каждое слово записывают. Бррр. Тихое такое чаепитие — по-семейному, в узком кругу.

А без журналистов нельзя, без них никто не увидит, что Путин — покровитель искусств, и какой тогда ему смысл встречаться с дедушками? Нет, надо так, чтоб все увидели. А кто не видел, того разбудим, покажем. Смотрите и умиляйтесь: вот президент Путин помогает отечественному кинематографу.

...Кажется, ему уже осталось только зайцев спасти. Ну, как деду Мазаю. Всем остальным он уже помог.

* * *

Впрочем, все это такая ерунда, эти наши сегодняшние новости. Такие они мелочные, такие суетные по сравнению с совсем недавними событиями.

Как все же быстро забывается страшное.

Наверно, только те, у кого погибли родные в театральном центре, до сих пор не могут прийти в себя. А те, у кого никто не погиб, считают, что все было сделано правильно, так и надо, мы победили и можно расслабиться. И лишь одна-единственная новость недели — очередной жуткий теракт в Израиле, автобус, камикадзе, одиннадцать погибших, пятьдесят раненых — заставляет что-то екнуть в душе. А вдруг у нас тоже когда-нибудь так будет?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру