Помнится, представители наших спецслужб сообщали: мол, все коммуникации, проходящие возле “сердца России” — Кремля, надежно перекрыты от “попыток несанкционированного проникновения”. Незадолго до террористического акта, произошедшего в Москве, репортеры “МК” решили проверить, так ли это, и отправились в экспедицию по Неглинке. Мы поднимались через люки наверх в районе памятника Марксу, Самотечной и Трубной площадей... А когда собрались обследовать Пресню — переоделись в спецкостюмы прямо на набережной у Белого дома и там же пролезали под решетку, перегораживающую устье этой речки. И никого такие наши манипуляции не обеспокоили!
— При желании через люки смотровых колодцев можно выбраться из-под земли прямо на Васильевском спуске!.. — утверждает наш проводник Алексей Павловский.
Место нашего погружения оказалось совсем неподалеку от Театра Российской армии. Среди множества чугунных крышек, прикрывающих отверстия смотровых люков, Алексей уверенно выбрал ту, на которой красовалась полустертая надпись: “Московская городская управа”. Неловко шаркая высоченными сапогами, спускаюсь по металлическим скобам, вмурованным в стенку колодца. Там, внизу, обнаруживается сводчатый кирпичный тоннель метра два в высоту. По дну его течет мелкий — едва по щиколотку — ручей. Ну здравствуй, Неглинная!
Исследование московских рек, упрятанных в трубы, — едва ли не главное увлечение Алексея Павловского.
— Мы с товарищами прошли по коллектору почти на всем его протяжении — из района истока возле метро “Рижская” и до самого устья у гостиницы “Россия”...
— Но ведь во всех путеводителях и справочниках указано, что Неглинная проходит под Александровским садом и впадает в Москву-реку возле Большого Каменного моста, — именно здесь можно увидеть в облицовке Москворецкой набережной внушительное отверстие, в которое выведен старый коллектор.
— А в действительности воды Неглинки идут иным путем — под Красной площадью! В 1970-е годы эту речку решили спрямить в ее нижнем течении и проложили для нее новую трубу, которая начинается под памятником Карлу Марксу — там, где старое русло делает крутой изгиб. Именно на этом “колене” Неглинную регулярно забивало всяким мусором, отчего во время ливней она устраивала потопы в самом центре столицы. Естественно, все работы тогда велись под грифом “совершенно секретно”. Тоннель прокладывали закрытым способом, с помощью специального проходческого щита.
...Идем по старому коллектору, построенному еще в конце ХIХ века. По бокам видны трубы водостоков, из которых змеями выползают корни деревьев, растущих над нашими головами — на Самотечном бульваре. Оп! Прямо на замшелой кирпичной кладке красуется семейство грибов.
— Наверное, шампиньоны, — поясняет Алексей. — Они тут чувствуют себя вполне комфортно, гриб может целый месяц расти!
За Садовым кольцом, ближе к Неглинному бульвару, начинается новый коллектор, сооруженный лет 35 назад. Даже трудно предположить, что под теснотой центральных кварталов города скрываются такие просторы, — это же не коллектор, а настоящий проспект! Ширина “подземной авеню” метров 6—7, сбоку даже тротуарчик проложен! Высота коллектора — почти два человеческих роста. Можно целую армию пропустить... Непонятно, зачем строили такую исполинскую трубу для скудного ручейка, плещущегося под ногами. Впрочем, иногда, во время половодья, Неглинная все-таки показывает норов — возможности речки красноречиво демонстрируют ветки, пластиковые пакеты, застрявшие над нашими головами, в прутьях железных лестниц, которые ведут к смотровым люкам в потолке.
В районе Театрального проезда опять попадаем в старое тоннельное русло и по нему добираемся до шлюза, сооруженного более ста лет назад. Он давно уже не действует — ржавая металлическая заслонка так и застыла в поднятом состоянии.
— Прямо над нами, метрах в 20, находится “Борода” — памятник Марксу, — уточняет диспозицию Павловский. — А вот здесь поворот направо, в старый коллектор Неглинки, идущий под Александровским садом...
Эта “подземная артерия” репортеру “МК” вовсе не понравилась: тесная труба, залитая толстым слоем вязкой грязи, — едва сделав пару шагов, проваливаешься по колено.
— Дальше — еще хуже, — пугает мой “экскурсовод”. — В глубине коллектора из-за вековых отложений ила и песка ход становится очень низким, нужно пробираться по нему “гусиным шагом”. Зато на последнем участке речного тоннеля сохранились рельсы узкоколейки, которую проложили, по-видимому, в 1930-е годы, когда задумали облицевать старинный кирпичный коллектор бетоном. До конца эту работу не выполнили: во время экспедиций мы увидели, что приблизительно треть трубы так и осталась незабетонированной... А вон там, прямо за шлюзом, — современный коллектор. Тот самый, засекреченный.
Вот это тоннель так тоннель — почти как в метро! Труба четырехметрового диаметра уложена с небольшим уклоном к Москве-реке, так что практически все воды Неглиной бойко бегут именно по ней к “конечному пункту” тоннельного маршрута.
— По моим расчетам, под Красной площадью “Новая Неглинка” идет на глубине приблизительно 20 метров. Я ходил по всему этому участку, но до решетки, закрывающей слив в Москву-реку, добраться отсюда, изнутри, практически невозможно: у самого устья сделан большой бассейн-водоприемник, очень глубокий.
Во время путешествий по подземным этажам столицы всякие двери-загородки все же встречаются. Алексей выявил закономерность: “Густота прутьев решетчатых дверей, закрывающих доступ в подземелье, напрямую зависит от степени откормленности слесаря ДЭЗа, — он по своим габаритам ориентировался, прикидывая непроницаемость решетки! Скверный вариант — когда дверь делали солдаты. У них-то получается сеть рыбацкая!”
— Как удается обнаружить входы в подземелья столицы?
— Случаются находки в библиотечных собраниях. Когда мы искали подступы к Неглинной, обнаружили карту первой очереди московской канализации, составленную в 1908 году. На ней были указаны и несколько люков, ведущих в коллектор.
— Лишь только речь заходит о городских подземельях, сразу же возникает мысль о том, что там прячут.
— Однажды в подвале на труп наткнулись — явно криминальный был покойник, со связанными руками... Как-то обнаружили подпольную “автомастерскую”: здесь разбирают на запчасти угнанные легковушки. Условия работы у этих мастеров далеки от комфортных: подвал иногда заливает водой сантиметров на 70.
А вдруг появятся среди любителей “кротовых нор” и те, кто и впрямь сможет дойти по тайным переходам до Васильевского спуска? Остается только надеяться, что мы не услышим в ближайшее время, что террористы вынырнули в районе Красной площади как из-под земли и захватили, например, ГУМ...