Если автомобиль не роскошь, а средство передвижения, то гараж в Москве может позволить себе далеко не каждый. Более миллиона “железных коней” живут сейчас не лучше бродячих псов — во дворах и на улицах. Но власти намерены в ближайшую двадцатилетку распихать большинство “коней” по “конюшням”. Согласно программе строительства гаражей, до 2005 года гаражи будут иметь 45% автовладельцев, до 2010 г. — 60%, и до 2020 г. — 70%. А теперь о том, как это будет делаться.
Сейчас в Москве есть целых шесть типов гаражей, но доминируют среди них (67%) отдельно стоящие боксы. Впредь место решено экономить. Планируется увеличивать долю встроенных, пристроенных и особенно подземных многоярусных гаражей. А уж если экономить, так с пользой: в городе будут строить гаражные комплексы с магазинами, ресторанами, прачечными и т.д. В воздухе витает еще несколько предложений: к примеру, муниципальные гаражные стоянки, которые будут работать по типу доходных домов. Москвичи будут ими пользоваться, а оплачивать наравне с коммунальными услугами.
Следующая идея — т.н. перехватывающие паркинги. Их строительство начнется уже через год в Центральном округе. Предполагается, что при въезде в центр автомобилисты будут оставлять там свою машину (за отдельную плату), а дальше двигаться общественным транспортом. До 2010 года в ЦАО планируется ввести 20 тысяч таких перехватчиков.
А теперь — самое главное. За двадцать лет в Москве должно быть построено более миллиона гаражей. Но кто их купит? Статистика такова: 60% москвичей хотели бы купить гараж, но в состоянии себе позволить такую роскошь лишь 15%. В мэрии сейчас думают, как сделать гаражи доступными. К примеру, уже сейчас есть возможность приобрести гараж с помощью ипотеки. Но популярностью это дело не пользуется. “Наши люди не привыкли жить в кредит”, — жалуются чиновники. Да нет, просто “наши люди” боятся — ведь в залог нужно оставлять что-нибудь очень ценное, то есть квартиру. Не выплатишь кредит — останешься и без квартиры, и без гаража.
Вариант №2 — система облигационных займов, позволяющая выкупить гараж с 15-процентной скидкой, которая заработает в городе в первой декаде ноября. Облигации можно будет приобрести в брокерских конторах. Кроме того, некоторые инвесторы уже сейчас предлагают выкупать у них гаражи в рассрочку.
Но... сейчас в Москве 1,2 миллиона “бездомных” частных машин, которые занимают 2,5 тысячи гектаров земли. Если учесть, что парк автомобилей к 2020 году вырастет до 2,7 миллиона единиц, а гаражей для них будет 1,75 миллиона, получается что “ночевать” на московских улицах будет миллион машин. Это чуть меньше, чем сейчас.