Полис холода

Человек, умерший от холода, не всегда герой Джека Лондона. Эта нелегкая и совсем не романтичная смерть подстерегает людей даже в самом центре Москвы. Причем гораздо чаще, чем принято думать.

Снег еще не выпал, ночная температура опускается максимум до минус пяти, а на улицах уже собирают погибших от переохлаждения. В этом году сезон холодных смертей начался раньше обычного. Если прошлой осенью первого замерзшего нашли в Москве 9 октября, то сейчас, по данным Комитета здравоохранения, за период с 1 по 16 октября с диагнозом “переохлаждение” госпитализированы 37 человек, а 20 человек (!) погибло. По данным же городского Бюро несчастных случаев, общее число пострадавших от холода вообще достигло 91. За то же самое время в Москве произошло 44 убийства. 46 человек погибло в автокатастрофах. Эти цифры вполне сопоставимы с числом замерзших.

Неужели в нашем мегаполисе, в нашей “цивилизованной” европейской столице так легко погибнуть от холода?

Оказывается, еще как легко. Причем вовсе не обязательно, чтобы на улице был арктический холод. Корреспондент “МК” провел эксперимент. Ночью, без четверти двенадцать, расстелил кусок картона и лег возле собственного дома, где прожил 30 лет...

...На термометре — минус 2 градуса. Через 5 минут я ощутил, что и в самом деле не месяц май. Редкие прохожие боязливо огибали меня по большой дуге. Никто не подошел, не поинтересовался, отчего это вполне приличный человек лежит у подъезда — может, плохо ему?

Правда, минут через 20 со мной кто-то даже поздоровался. И... прошел мимо. За полтора часа, проведенных на асфальте, прохожие так и не поинтересовались моей судьбой...

90% погибающих в Москве от холода — бомжи, алкоголики. Но замерзают и нормальные граждане. Врачи из Центра экстренной медицинской помощи помнят дикий прошлогодний случай. Водитель сломавшейся машины на МКАД в мороз безуспешно пытался остановить проезжающих и попросить о помощи. Но — тщетно. Абсолютно трезвый человек замерз в собственном авто. Но, оказывается, самая “мертвая” погода — это не когда морозы за минус 20, а когда только начинаются ночные заморозки. Тут-то и жди беды. И приходит она чаще всего из-за равнодушия. А надо-то всего-навсего вызвать “скорую”.

Редко, правда, но ее все-таки вызывают. Большей частью она подбирает замерзших около вокзалов. Там основное скопище бомжей. Повидавшие все врачи в последние годы пребывают в недоумении: Москва становится городом, где умирать на глазах тысяч людей становится нормой.

— Раз уж общество вынудило этих людей выйти на обочину жизни, — говорят они, — то хотя бы должно позаботиться о ночлежках для них в холодное время.

Но столичные власти борются с террором, активно проводят в жизнь программу закрытия подъездов на кодовые замки, намертво задраивают чердаки и подвалы — последние прибежища несчастных людей, к которым москвичи относятся хуже, чем к бродячим животным. А в ночлежки, где всего две-три сотни мест, пускают только тех, кто не пьян и прилично выглядит. Много вы видели ухоженных бомжей, пахнущих дезодорантом?

Проходя с дочкой мимо дохлой собаки, мама кричит: “О ужас!!!” Мимо лежащего на земле человека проходят молча.

Переохлаждение и отморожение — на самом деле очень серьезная социальная проблема. Особенно в Москве с ее сотней тысяч бродяг и детей-беспризорников. Серьезная она и с медицинской точки зрения.

Специалисты считают, что травмы от высокой и от низкой температуры в принципе очень схожи, но заполучить отморожение значительно опаснее, чем ожог. Потому что ожоги видны невооруженным глазом, и врачам сразу понятно, что нужно делать. А если человек пострадал от низких температур, бывает очень трудно сразу определить, что нарушилось в организме и насколько сильно это повреждение. Возможно, именно поэтому смертность от переохлаждения достигает 50% от числа пострадавших.

Переохлаждение можно запросто получить после приема алкоголя. Что чаще всего и происходит. Байка о том, что спиртное согревает, — девиз идущего на тот свет. Чтобы не замерзнуть на холоде, мозг дает команду сосудам сузиться, сберечь тепло в организме. А из-за горячительных напитков сосуды резко расширяются. Это значит, что все выработанное организмом тепло быстрее покидает тело. И чем больше человек “примет на грудь”, чем дольше его сосуды будут расширенными, тем быстрее он переохладится и дойдет до критической точки.

— Если ночью мороз достигает 20 градусов, достаточно заснуть на пять минут, чтобы больше никогда не проснуться. А чтобы умереть сейчас, на улице нужно провести всю ночь, — говорят врачи Склифа. Что и делают многие, оставшиеся без крыши над головой.

И еще “везет” тем, кто не переохладился до смерти, а лишь частично обморозился. За последние пять дней в Институт Склифосовского поступило около пяти человек с отморожениями.

— Одному мужчине конечности ампутировали, — рассказывают сотрудники Склифа. — Нормальный мужчина, не бомж, просто напился и уснул. На улице провел два дня. Итог — отморозил ноги. Теперь лежит и причитает: “Хочу умереть...” Буквально несколько часов назад пожаловался, что жена от него ушла. Но, честно говоря, этому пациенту еще повезло. Если человек проводит ночь на улице при минусовой температуре, вероятность переохлаждения и смерти очень велика.

Чаще всего с “холодными” диагнозами в ожоговый центр Института Склифосовского доставляют бомжей, пожилых и психически нездоровых людей.

— Ерунда это все насчет привычки жить на улице! — говорят врачи. — У бомжей ослаблен иммунитет, нарушен обмен веществ, поэтому они больше страдают от холода. К тому же с возрастом чувствительность к холоду снижается, зачастую они просто не чувствуют, что конечности отморожены. И просто не замечают, как умирают. А человеку с психическими отклонениями лучше в холодное время года вообще не выходить из дома, если, конечно, он у него есть... Они даже на 30-градусный мороз не реагируют.

Часто с диагнозом “общее охлаждение” в больницы привозят старых людей, которые не очень хорошо контролируют свое поведение и гуляют в буквальном смысле “до посинения”. Упасть на улице может и человек, которому стало плохо с сердцем. Медики из 36-й клинической больницы вспоминают, как к ним попал пациент с обледенением конечностей. Не бомж, не алкоголик — просто человеку поплохело на улице...

Смерть от переохлаждения, по словам врачей, одна из самых легких. Заснул — и не проснулся. Но вряд ли кто-нибудь пожелает ее себе. А до других нам просто нет дела.

В прошлом году зимой от переохлаждения погибло около 300 человек. Более точную цифру вам не скажет никто. Мертвых бродяг, как собак, никто не считает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру