В середине семнадцатого века выдающиеся актрисы и танцовщицы имели среди публики каждая своих почитателей. Но восторги поклонники выражали не аплодисментами и криками “браво”, как принято сегодня, а бесшумно. Они приходили в зал с дощечками, на которых были написаны имена любимых артистов.
* * *
В 1811 году в Петербурге сгорел Большой каменный театр. Пожар был настолько сильный, что за несколько часов уничтожил огромное здание. Побывавший на пожаре Нарышкин рассказал встревоженному Александру I:
— Нет ничего более — ни лож, ни райка, ни сцены, — все один партер.
* * *
Как-то Дидло репетировал балет “Возвращение героев” и попросил у стоящего рядом царедворца стакан воды, но последний не обратил внимания на просьбу. Тогда Дидло отказался продолжать репетицию. Императрица Мария Федоровна подошла к нему и спросила: “Что же не продолжают репетиции?” — “Да вот, прошу, чтобы мне дали стакан воды, и не могу допроситься!” Тогда императрица сама велела принести ему стакан воды.
* * *
В 1829 году Управление императорскими театрами возглавил князь Гагарин. Один из современников в этой связи восторженно писал: “Все директора театров отличались волокитством и если не явно и открыто жили с актрисами и танцорками, то не слишком заботились о том, чтобы скрывать свои связи. Гагарин первый не захотел покориться этой грязной привычке. В продолжение трехлетнего управления он принимал актрис и танцовщиц не иначе как совершенно одетый и стоя”.