Создатель лазера умер от саркомы крови

Когда-то имя Николая Басова знал весь Советский Союз. Его изобретение — серия лазерных установок — стало сенсацией. В 1964 году он получил Нобелевскую премию. Николай Басов умер в минувшее воскресенье в 12.00, пролежав в Центральной клинической больнице ровно четыре месяца. Как ни странно, диагноз до сих пор официально не назван. И лишь репортерам “МК” удалось узнать, что Николай Геннадьевич в действительности умер от саркомы крови. Об этом и еще о многом другом нам рассказал один из лучших друзей и коллег Басова, Юрий Попов.

— Мы познакомились в институте, тогда ему уже было 38 лет, — рассказывает Юрий Попов. — Ведь он достаточно поздно поступил в вуз. Война началась, когда Басов как раз закончил школу. Николай был призван в армию и направлен в Куйбышевскую медицинскую академию. Там он получил самые начальные медицинские знания, которые позднее пригодились ему на фронте. Насколько я знаю, ему даже приходилось самому делать операцию по удалению аппендицита. Позже его зачислили в химический отряд. Там он сильно подорвал свое здоровье. Однажды получил серьезное отравление. Несколько дней пролежал в бессознательном состоянии в реанимации, потом потерял память. Скорее всего, отравление химическими веществами впоследствии сильно на нем сказалось.

— Выходит, на протяжении всех этих лет его здоровье оставляло желать лучшего?

— Верно. В 1996 году он перенес инфаркт, после чего его стали мучить спазмы сосудов головного мозга. А в последнее время он вообще заметно сдал.

— Почему врачи скрывают причину смерти?

— От чего умер Николай Геннадьевич, на самом деле никто не знает. Диагноз поставить не удалось. Врачи говорят, что это онкологическое заболевание, есть подозрения на саркому крови. В ЦКБ его положили в начале апреля, делали химиотерапию. Как-то неожиданно он умер. Ведь еще за день до смерти Басова навещали жена с сыном, и его собирались выписывать.

— Чем занимаются дети нобелевского лауреата?

— У него два сына. Младший — Дмитрий, и старший — Геннадий. Оба закончили тот же институт, что и отец, пошли по его стопам, стали физиками. Дмитрий сегодня живет в Америке.

— Жена Николая Геннадьевича тоже ученый?

— Они познакомились в МИФИ, учились на одном курсе. В 1948 году он сделал Ксении Тихоновне предложение. Она тоже кандидат физических наук. Я до сих пор вспоминаю одну историю, связанную с их супружеством. Когда Басов стал известным ученым, вокруг него сразу же стали виться женщины. Ведь в то время престижно было быть женой именно ученого. Ксении Тихоновне тогда сильно завидовал весь женский пол. И вот на одной пресс-конференции состоялся диалог между Николаем Геннадьевичем и одной миловидной девушкой:

— Николай Геннадьевич, как вы с женой познакомились?

— Мы же вместе учились, в одной группе, — ответил Басов.

— А сколько девиц было в группе?

— Одна, — вздохнул он.

— Выходит, выбирать было не из кого, — съязвила девушка.

Тогда за мужа вступилась жена: “Зато мне было из кого выбирать”.

— В 1964 году Басов получил Нобелевскую премию. На что потратил деньги?

— Премию получили три человека — Басов, его коллега Прохоров и американский ученый Таунс. Вся премия составляла 52 тысячи долларов, Таунс получил половину, а Басов — 13 тысяч. Он тогда не стал делать каких-то значительных покупок, а получил особое разрешение и положил деньги во Внешторгбанк, ведь тогда частные лица не могли иметь там вклады.

— Он уже тогда был обеспеченным человеком?

— В деньгах он никогда не нуждался. Ведь он был директором крупного института, ездил на черной “Волге”, квартиру ему дали. А позже он вообще стал членом Президиума Верховного Совета СССР.

— А что он был за человек?

— Никогда не казался высокомерным. Поднимаясь по социальной лестнице, не менялся, оставался открытым и доступным человеком. Хотя он, конечно, был типичным представителем советской эпохи со всеми ее недостатками. Перед начальством, например, очень законопослушно вел себя. А с подчиненными оставался демократичным, даже слишком. И, пожалуй, был недостаточно требователен с исполнителями.

— Мне всегда казалось, что физики — скучнейшие люди.

— Наверное, вы правы. По сравнению с другими, мы ужасно занудливы и скучны. Но повеселиться тоже любим. Например, Басов обожал отмечать свои дни рождения. Как полагается, с водочкой, с закусочкой. Выпить он, кстати, любил. Говорил: “Какой русский не любит выпить”. Дни рождения всегда отмечал в институте. На круглые даты приглашал друзей домой. Пили шампанское, потом переходили к более крепким напиткам. Правда, в последнее время все реже употреблял спиртное. И курить бросил.

— У него было какое-то увлечение?

— Фотографии. Николай Геннадьевич всегда интересовался последними новинками. Фотографировать он любил с детства. Кстати, в качестве подарков больше всего предпочитал новую технику, особенно фотоаппараты. Любил сюрпризы в виде интересных снимков.

Похороны Николая Борисовича Басова состоятся сегодня на Новодевичьем кладбище. Панихида — в 12.00 в конференц-зале Физического института им. П.Н.Лебедева.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру