Менестрели с Охотного ряда

Когда государственные проблемы никак не хотят решаться, эти депутаты в сердцах восклицают: “Паду я на печь и напьюсь я из чаши терпенья, господь мне простит и пошлет благодать на меня!” Когда бодрый сосед толкает их в бок, сообщая, что заседание уже закончилось, они, сонно хлопая глазами, с сожалением произносят: “И как медведь, от спячки очумелый, покину я любимую постель”. Они — это депутаты Госдумы, обласканные музой. А вышеприведенные стихотворные строчки — не что иное, как цитаты из произведений отдельных думских пиитов (да простят мне авторы вольное толкование смысла их творений).

Столь разные по своим политическим убеждениям, столь нетерпимые — порой до рукоприкладства — друг к другу, они схожи в одном: по ночам их посещает крылатое существо женского пола, известное у людей творчества как муза. Правда, визиты ее приводят к разным для депутатов последствиям: одни ударяются в философию, другие бичуют пороки современного общества, третьи в неимоверных количествах “рожают любовные вирши”, четвертые пишут романы, “зашифровывая” в главных героях собственных коллег. Но зато все как один издают собственные произведения.

Так, например, заместитель председателя фракции “Союз правых сил” Борис Надеждин недавно выпустил собственный диск, именуемый “Содержание любви”. Это первый “дисковый” опыт Бориса Борисовича, на который его подвигла третья по счету женитьба. “Вообще-то к сочинительству я пришел давно: еще в пятнадцать лет, — делится Борис Надеждин. — Но потом это дело как-то забросил. Первой жене не посвящал стихов вообще, потому что маленьким тогда был, восемнадцатилетним. Второй кое-что писал. Ну а когда женился в третий раз, произошел сильный творческий всплеск, и я решил выпустить диск, куда вошли как старые стихотворения, так и новые, посвященные любимой женщине”.

Школу стихосложения Борису Борисовичу преподали поэты-алкоголики подмосковного города Долгопрудного. Юный Надеждин, будучи в то время кооператором и имея кое-какие деньжата, угощал долгопрудненских членов Союза писателей водкой, а они в благодарность учили его правильно подбирать рифмы. С тех пор Борис Борисович написал около сотни текстов и одно время даже подрабатывал в подземном переходе на Савеловском вокзале, исполняя произведения собственного сочинения. Безоблачная жизнь закончилась, когда на Надеждина наехал рэкет, потребовавший отстегивать “песенно-стихотворный” процент. У молодого Бориса хватило разума понять, что пора прекращать подобные эксперименты — с тех пор в переходе его не видели.

Прерванный творческий опыт возобновился через много лет, но навыков Борис Борисович не потерял: на написание одного стихотворения у него по-прежнему уходит не больше часа. Муза депутата избегает стен Государственной Думы и прилетает к своему “подопечному” строго по ночам. Почувствовав ее появление, характерным признаком которого является внезапно просыпающееся желание “сотворить”, Борис Борисович зажигает сигарету, наливает бокал вина или чашку кофе и, смакуя напиток, приступает к процессу. Так родился текст песни “Политическая-2000”, посвященной провалу Геннадия Зюганова на президентских выборах:

За что ж вы Генку-то Зюганова —

Ведь он ни в чем не виноват.

Хоть он и племени поганого,

Да он ни в чем не виноват.

Досталось и Владимиру Путину, который выглядит в вышеназванном творении этаким расчетливым каннибалом:

А он чеченцами питался,

Чтобы народ его любил.

Писать программу он пытался,

Но дописать не было сил.

“Я собираюсь подарить свой диск, где есть текст этой песни, президенту, — говорит депутат, — надеюсь, что неприятностей с Владимиром Владимировичем у меня не будет”. Блажен, кто верует. Но даже если надежды Бориса Борисовича на положительный исход не оправдаются, у него уже готовы отходные пути. “Когда меня снимут со всех постов, я буду петь песни на Арбате, — сообщает депутат. — Тем более у меня есть ощущение, что свой поэтический опыт нужно каким-то образом довести до конца. Хотя я никогда всерьез не считал себя поэтом”.

А вот депутат-аграрий Евгений Костерин скромно умалчивает о собственной оценке своих произведений. Несмотря на то что готовит к изданию уже третий сборник стихов с трогательным названием “В апреле набухают почки”. До этого были не менее трогательные “Где ты, русская песня?” и “Будь добр, мой след”. В отличие от пиита Надеждина, больше увлекающегося “переносом” на бумагу сердечных переживаний, “творец” Костерин страдает за судьбы народа.

“В моих стихах присутствует много печали и горечи, — не менее печально произносит Евгений Алексеевич, — тревоги из-за того, что меня окружает”. Тревога эта, по словам депутата, настолько снедает его, что он встает с восходом солнца и, наблюдая за происходящим в природе, беспокоится, беспокоится, беспокоится... из-за ситуации в стране, которую пытается передать “через философию природы”.

Окровавлен клен, будто ранен он,

Клок берез свис над Волгою,

Помрачнел утес от народных слез,

Видно, мрачным здесь будет долго он.

Литературоведы грешным делом заподозрили бы Евгения Костерина в “закосе” под Некрасова. И были бы не правы. В списке любимых поэтов депутата, где присутствуют Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин и Блок, Некрасов отсутствует — а кто ж, подумайте сами, станет подражать “некумиру”? Поэта Костерина можно назвать “мрачным певцом государственных проблем”: пишет он только в ненастье, хотя утверждает, что является оптимистом. Творить начинает только после 18.00 — более раннее время считает “каким-то неопределенным”. Но от чего зависит собственная “плодовитость”, он пока не выяснил. “Иногда в течение длительного времени может вообще ничего в голову не приходить, — рассказывает депутат, — а потом, в процессе каждодневного общения с природой, появляются какие-то импульсы и — раз, родилась строчка. А может, две. А может, четыре”. Поэт предполагает, что “виной всему” — некие космические каналы, в момент открывания которых на него и снисходит вдохновение. Что же касается музы, то она у Костерина из плоти и крови. Это, по словам Евгения Алексеевича, “великая женщина”, которая помогает ему двигаться в одном направлении: “взгляды наши левые, дело наше правое”.

Творят и другие депутаты: председатель думского комитета по госстроительству Анатолий Лукьянов, известный как поэт Осенев, готовит к изданию свой тринадцатый по счету сборник стихов, сочиняет стихи Евгений Примаков, пишет эссе Ирина Хакамада. А известный думский публицист Сергей Юшенков, являющийся литературным отцом собирательного образа депутата Егора Шугаева, в ближайшее время издаст под псевдонимом детективный роман “Ментальница”. Где главный герой — телохранитель президента, сделавший последнего послушным орудием в собственных руках и к тому же владеющий устройством, оказывающим воздействие на менталитет граждан. По словам Сергея Юшенкова, во время написания романа у него странным образом появился дар прозрения: он предсказал вручение генеральских званий Владимиру Жириновскому и Николаю Харитонову, в тексте, правда, имеющих другие имена и фамилии. Поговаривают также, что сочинительством не брезгует и депутат-пролетарий Василий Шандыбин. Сам тезка великого комдива сей факт, правда, отрицает, но на одном из “красных” интернетовских сайтов появилось стихотворение, авторство которого приписывают Шандыбину. Соратники Василия Ивановича также заявляют, что депутат иногда “творит”, но, после того как о его творчестве весьма нелестно высказалась одна из столичных радиостанций, предпочитает свое хобби не афишировать. Занимался некогда сочинительством и депутат Валерий Зубов, но, по его же собственным словам, после знакомства с поэзией Вознесенского и Евтушенко понял, что это — не его призвание. Лучше заниматься тем, что ты можешь делать действительно хорошо.

Литературное творчество российских депутатов — дело вкуса. Но, думаю, никто не будет спорить, что в плане решения государственных вопросов их талант и профессионализм находятся не на самом высоком уровне. Вот если б на благо страны они работали так же плодотворно, как пишут собственные сочинения...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру