В бытность мою студенткой в нашем институте сумасшедшей популярностью пользовалась фраза: “Если хочешь поработать, ляг поспи, и все пройдет”. То же самое можно сказать и о приватизации жилья. Хочешь стать собственником — проспись. Потому что проблем у хозяев квартир хоть отбавляй. И решаются они далеко не бесплатно.
Сегодняшний выпуск о том, какие законодательные ловушки есть в приватизированной квартире.
— Можно ли изменить договор приватизации, если во время его заключения были ущемлены права ребенка?
— Не знаю, кто пустил такую “утку”, но москвичи ей верят. Нет, простым росчерком пера поправить условия проведенной приватизации нельзя. Так записано в постановлении пленума Верховного суда России №8 от 24 августа 1993 года. Чтобы внести в договор любые поправки (например, включить в число хозяев ребенка), надо обратиться в суд с иском о признании приватизации недействительной. И только если суд признает ее таковой, вы сможете снова приватизировать квартиру (бесплатно). Но на этот раз уже с учетом интересов всех проживающих.
— Должны ли мы платить налоги за приватизированную квартиру?
— Конечно. Называется он “налог на имущество физических лиц”, или, как его еще называют, налог на недвижимость. Впрочем, он небольшой. Его размер зависит от стоимости квартиры (по оценке БТИ). Для подавляющей массы московского жилья налог составляет от 0,1 до 0,3 процента этой стоимости в год. Собственники, проживающие в более дорогих квартирах улучшенной планировки, платят чуть больше. Подробную сетку налога можно посмотреть в налоговой инспекции по месту жительства.
— В 93-м году родители приватизировали трехкомнатную квартиру на четырех человек, в том числе на меня. Сейчас я купила собственную квартиру. Как мне отказаться от собственности в приватизированной квартире родителей?
— Первое, что вы должны сделать, если доли при приватизации не были определены, это заключить со всеми собственниками договор определения долей у нотариуса. Каждому из вас полагается по одной четвертой. Если кто-то из родни доли определять не захочет, это можно сделать принудительно, в судебном порядке. Одновременно вы должны оформить на кого-то из ваших родственников (можно и не родственников) договор отчуждения вашей доли. Это может быть договор купли-продажи или дарения — по денежным расходам одно и то же: госпошлина у нотариуса (1,5 процента) от 1/4 доли невелика. Правда, в том случае, если вы продаете или дарите свою часть посторонним людям, у вашей родни, проживающей в квартире, по закону есть преимущественное право выкупа вашей доли.
Выписываться из квартиры при этом не обязательно. По закону, даже отказавшись от своей части собственности, вы можете сохранить право пользования квартирой. Но в этом случае вы будете платить за вторую квартиру много больше, чем раньше. Поскольку будете владеть более чем одним объектом недвижимости.
— Помогите жертве приватизации! По решению суда у нас отбирают 1/3 приватизированной квартиры в пользу государства. Отчим умер на моих руках в 1994 году, завещания не оставил. Он прожил в семье 45 лет, не расписываясь с мамой, меня не удочерял. Приватизация была на совместное пользование — его и мамы. Суд нас наследниками не признал, а только поделил доли, и треть отдал государству. Мы эту квартиру получили, когда мама съехалась с отчимом...
— Когда у умершего собственника нет наследников ни по закону, ни по завещанию, его доля отходит государству. Так что суд вынес решение правильно (как вы получили квартиру, увы, не в счет). На эту долю нотариальная контора оформляет свидетельство на право наследства государству, но (!) государство обязательно должно предложить вам эту долю выкупить (статья 250 ГК РФ), потому что у вас есть право преимущественной покупки.
Увы — это все, что вы сможете сделать, успокоив себя тем, что раскошелились не на самые большие деньги. Ведь цену долей определяют не по рыночной стоимости, а по оценке БТИ.
Итак, главное, что должен зарубить себе на носу каждый собственник, — поговорка “меньше знаешь, лучше спишь” не для него. А посему еще раз напоминаем наш спасательный пейджер: 788-00-88, абонент 91138.