На этой неделе американский доллар незаметно для многих подошел к новому рекорду. В среду за один бакс на валютных торгах давали 28,87 рубля, и, если бы не солидные вливания Центрального банка, — курс запросто мог перевалить за 29.
Рост чужой валюты — на фоне чиновничьего благодушия по поводу “стабильности” российской экономики — весьма плохой признак.
Законы экономики гласят: дорожает прежде всего то, чего не хватает на рынке. Если на рынке недостаточно колбасы (диванов, очков и т.д.), то рост их стоимости обеспечен до тех пор, пока рынок не закроет дефицит.
Валюта в принципе точно такой же товар, как и другие. И если доллар дорожает — значит, его кому-то мало. Или, по мнению специалистов, станет мало в ближайшем будущем.
Многие эксперты встревожены высокой, превышающей правительственные расчеты инфляцией. За первые три месяца она составила 6% — при том что за весь год она не должна превысить 12%. “План” по росту цен мы уже выполнили — с двойным опережением.
Подстегивают инфляционные ожидания, как ни странно, сами власти. Чем больше наличных рублей власти вводят в денежный оборот, тем меньше они стоят. На днях президент подписал указ о повышении пенсий почти всем категориям пенсионеров, который вступит в силу уже 1 мая. Цена вопроса — примерно 2 млрд. рублей. Каждый миллиард дает около одного процента инфляции.
Идем дальше. Как заявил замминистра финансов РФ Алексей Улюкаев, в правительстве “идет работа над увеличением окладов военнослужащих”. Ежемесячные расходы бюджета на увеличение армейских окладов потребуют более 4 млрд. рублей. Столько же добавит к инфляции судебная реформа: по словам того же Улюкаева, “подрощенная” зарплата судей обойдется еще в 4 млрд. Не за горами — увеличение стипендий...
Мировой опыт гласит: “гасить” дополнительные рубли, чтобы они никак не влияли на рост цен, можно. Главное, чтобы в стране существовал механизм грамотного перераспределения денег в экономику. Таким способом убиваются два зайца: рубли не “зависают” на руках у населения, а национальная промышленность получает дополнительные средства на свое развитие.
Беда в том, что такого механизма в России нет. Нет даже предпосылок для его создания. Инвестиционный климат остается одним из худших в мире, а банковская система — основной проводник денег в экономику — со своей задачей не справляется. Когда в стране нет возможностей для увеличения объемов производства, новые рубли вот-вот начнут разгонять инфляцию. Как именно наше правительство собирается бороться с ростом цен — остается загадкой.