ЧП окружного масштаба

В начале марта в Нижнем Новгороде случилось чрезвычайное происшествие, каким-то образом ускользнувшее от внимания вездесущих журналистов. Хотя, по идее, именно они должны были раструбить об этом ЧП в первую голову — при загадочных обстоятельствах из своей квартиры пропал коллега, ведущий телепрограммы “Маркер” Геннадий Григорьев.

Причем события, случившиеся перед исчезновением, наводили на самые мрачные мысли...

3 марта местный телеканал “ТНТ — Нижний Новгород” прокрутил своим зрителям некую пленку, претендовавшую на сенсацию. На записи, датированной 1999 годом, будущий полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе, бывший премьер России Сергей Кириенко, весьма откровенно высказывался в адрес губернатора Нижегородской области Ивана Склярова.

Один принципиальный момент — во время своего выступления Кириенко не один раз отчетливо произнес: “Не для записи”. Чуть позже я объясню, почему считаю важными эти слова.

Через пару дней выяснилось, что скандальная пленка была записана 2 года назад в нижегородской школе журналистского мастерства. Как утверждают мои коллеги из “МК в Нижнем Новгороде”, проводившие собственное расследование этой истории, хозяйка этой школы любила приглашать видных политиков — престижно, да и помогает будущим акулам пера шлифовать умение общаться с сильными мира сего. Летом 1999 года туда пришел Сергей Кириенко. Откуда там возник Геннадий Григорьев, сегодня не ответит, наверное, никто. Для нас важно то, что именно он и запечатлел на пленку все выступление.

Теперь о “не для записи”. Приоткрою перед читателем небольшую тайну журналистской кухни. Очень часто во время интервью политики самого разного уровня говорят: “Это не для записи”, — и тогда вся звукозаписывающая техника честно выключается. Конечно, никто не лезет журналисту под пиджак, дабы проверить — выключен диктофон или нет. Все в этом случае выстроено на взаимном доверии. Так принято. Так диктует этика. А если кто-то продолжает запись... Ну что ж. Во-первых, это уже не журналистика, а что-то совсем другое. Во-вторых, после такого чаще всего карьера репортера заканчивается.

Кстати, именно это позволяет мне не считать Григорьева своим коллегой и описывать нижегородскую историю такой, какой она была на самом деле...

Однако вернемся к нашим баранам. На самом деле в этой истории в клубок сплелось слишком много роковых совпадений. Смотрите: Сергей Кириенко, опытнейший политик федерального уровня, вдруг утрачивает бдительность и начинает резко высказываться в адрес местного губернатора.

По странному совпадению именно в этот момент в зале оказывается единственный (!) репортер, готовый (ради чего?) нарушить этику.

Именно этого репортера спустя некоторое время выгоняют из телекомпании, и он уходит в другую, “ТНТ — Нижний Новгород”, прихватив с собой солидную часть видеоархива. В том числе — скандальную кассету из школы журналистского мастерства.

Проходит еще время — и пленка демонстрируется по ТВ. Вот, дескать, что себе позволяет полпред президента... “Ломайте дверь! Нет, лучше окно”Если все, что я до этого рассказывал, смахивало на какую-то мыльную оперу, то теперь начинается сплошной детектив.

Вот как развивались события дальше, по версии самого Григорьева.

В ночь с 4 на 5 марта в его дверь постучали двое неизвестных. Несмотря на явно неурочное время, журналист впустил незваных гостей в дом. А они, вместо того чтобы просто попить с хозяином чаю, потребовали от него продать скандальную пленку, а также — весь архив, унесенный с прежнего места работы.

После отказа пришельцы выкрутили репортеру руки, положили на пол и... удалились.

Утром 5 марта Григорьев позвонил в “ТНТ-НН” и сообщил, что у него возникли серьезные личные проблемы. Однако пообещал все равно появиться на рабочем месте. Но не появился. Тогда встревоженные коллеги (генеральный директор телекомпании Елена Лебедева, журналистка Алена Макарова и ее муж-милиционер) приехали к Григорьеву домой. Вместо хозяина их встретил листок примерно с таким текстом: “Я действительно буду в 19 часов. Не ломайте дверь”.

Время было — 21.00. Поэтому сослуживцы все-таки решили ломать — и вызвали милицию. Та — через окно — проникла в квартиру, осмотрела ее, но, кроме сильного беспорядка в комнате, никого и ничего не обнаружила. Журналист исчез. Вместе с ним исчезла часть кассет.

После громкого скандала в эфире пропал человек! Тот, который этот скандал сотворил своими руками! Шум, тревога, паника... Милиционеры, получив заявление о пропаже, начинают поиски. Параллельно с ними расследование ведет охранная фирма “Комплексная безопасность”. А коллеги Григорьева с экрана охотно рассказывали о его похищении, каждую минуту упоминая Сергея Кириенко. Казалось, еще немного, и полпред президента навсегда получит титул “главного киднеппера” страны.

Не хочу утомлять читателя всеми подробностями поисков. И сразу скажу, что Геннадий Григорьев, живой и относительно здоровый, всплыл спустя 2 суток после “похищения”, вечером 7 марта. Нижегородцам было объявлено, что отважный журналист бежал от похитителей, скрывался в пригородах, но вот-вот он появится на работе и поведает всю страшную правду. Трепещите, тираны!..Обратная сторона медалиКрасивая история, верно? Искренне жаль, что сейчас мне придется, пользуясь словами Булгакова, провести сеанс разоблачения. Давайте пробежимся по всему вышесказанному по порядку. И начнем со злополучной кассеты, точнее, с того момента, когда за ней к Григорьеву пришли незваные гости.

Приоткрою еще один малоизвестный читателю уголок журналистской кухни. Считается, что любой, самый взрывоопасный материал — аудиопленка, видеозапись, документ — несет опасность для своего владельца, пока он не напечатан в газете или не показан по ТВ. Проще говоря: в руках у журналиста может находиться любой компромат, от отдыхающего с проститутками министра до подробных схем воровства государственных денег. И пока этот компромат не стал достоянием широкой общественности, есть какой-то смысл давить на владельца и пытаться изъять (купить, выкрасть — кому что ближе) скандальные материалы. До их выхода в свет. Потом — все. Поздно. Скандал полыхнул, и его зарево охватило всех.

А теперь, зная это, объясните мне: какой смысл был в ночном визите за кассетой? В предложении купить ее, как рассказывал сам Григорьев, “за несколько тысяч долларов”? Если очень хочется, да включи ты магнитофон и перепиши с телевизора! Всех расходов — 200 рублей за чистую кассету и копеек двадцать за электроэнергию на время работы видака...

Куда именно из своей квартиры исчез Геннадий Григорьев, достоверно не знает никто, кроме него самого. По версии правоохранительных органов, Григорьев вылез через окно и ушел... в бар. Зато абсолютно точно известно, что уже 6 марта он сам позвонил в фирму “Комплексная безопасность” и заключил с ней договор о собственной охране. Напомню, что эта же фирма вместе с милицией якобы искала и не могла найти “похищенного” телерепортера.

“Комплексная безопасность” выслала к Григорьеву сотрудников, которые перевезли и поселили клиента в гостиницу “Ока”. В которой по очередному совпадению всего несколькими этажами ниже находился главный офис компании “ТНТ — Нижний Новгород”. Ее сотрудники по-прежнему били во все колокола, разыскивая коллегу. И как это они ни разу в одном лифте не столкнулись?..

В общем, нестыковка на нестыковке. И главное — как гласит римское право, в каждом преступлении (или его инсценировке, как в нашем случае) нужно искать того, кому оно выгодно. Здесь такая фигура не прорисовывается. Казалось бы, очевидные Кириенко, Скляров отпадают по причине, изложенной тремя абзацами выше. Сам Григорьев стяжал себе, конечно, скандальную славу, к которой, говорят, он всегда стремился. Но вряд ли простой репортер смог бы в одиночку “провернуть” столь сложную схему. Ему явно помогали. Вопрос — кто?

Похоже, я могу предложить читателю вариант ответа на этот вопрос. Дело в том, что телекомпания “ТНТ-НН” принадлежит скандально известному в Нижнем и вообще в России бизнесмену Дмитрию Савельеву. Фирма “Комплексная безопасность” принадлежит и обслуживает интересы Дмитрия Савельева. Гостиница “Ока”, где прятался Григорьев, принадлежит... Думаю, вы уже догадались. И, опять же, по странному стечению обстоятельств, именно Дмитрий Савельев сегодня выступает главным оппонентом официальной власти в Нижнем Новгороде.

Кстати, вы помните эту фамилию? “Кидала” с большой трубыКогда два года назад Савельева с ОМОНом выгоняли из офиса “Транснефти”, которой он тогда управлял, казалось: карьера человека — на дне. И вылезти обратно ему будет ох как непросто.

Потому что в среде наших чиновников в принципе можно все. Можно пропускать казенные средства через собственные, “подставные”, фирмы и наваривать славные проценты. Можно привлекать к этому бизнесу своих близких, от любовниц до кузенов включительно. Строить шикарные дачи ценою в зарплату за 200 лет. Нельзя одного — зарываться.

А Савельев, командуя в ту пору “Транснефтью”, откровенно зарвался. Можно небольшую цитату из “МК” от 11 ноября 1999 года? “Этот молодой (ему 31 год) бизнесмен появился на вершине нефтяной пирамиды в 1998 году в качестве ставленника тогдашнего премьера РФ Сергея Кириенко. (...) Молодой-молодой, а сколько удалось сделать! Давайте глянем, что же удалось свершить Савельеву за довольно, казалось бы, короткий срок? Пусть звучат только цифры. За время правления Савельева долларовый оборот “Транснефти” сократился как минимум втрое. Дивиденды государству за 1998 год не выплачены, хотя чистая прибыль компании составила почти 3 миллиарда рублей. Провалены все без исключения инвестиционные проекты. (...) Согласно справке о доходах физического лица, президент АК “Транснефть” за 14 месяцев работы получил только заработной платы на общую сумму в 24 миллиона 711 тысяч 326 рублей. То есть более одного миллиона долларов США! Но одной зарплаты г-ну Савельеву не хватало. Чтобы дотянуть до получки, ему приходилось постоянно выписывать себе премии. Так, в апреле, например, он начислил себе вознаграждение в 1 миллион 571 тысячу 42 рубля (65 тысяч долларов), а на закате своего пребывания на посту президента получил премию в 19 миллионов 700 тысяч рублей! Но и это еще не все. В августе 1999-го “Транснефть” переводит на счет Савельева сумму, эквивалентную 770 тысячам долларов США — на “улучшение жилищных условий”. Еще 1 миллион 400 тысяч долларов тратится на улучшение таких же, видимо, невыносимых условий проживания некоторых членов правления компании. (...) Вообще-то тот, кто сегодня сядет анализировать документы “Транснефти”, волей-неволей придет к выводу, что президент компании Дмитрий Савельев был человек щедрый. Может быть, это потому, что деньги не его, а государственные? Но почему тогда щедрость за чужой счет вдруг переставала быть его человеческим качеством, когда дело доходило до благотворительности? Например, на просьбу Салтыковского детского дома о помощи ответил переводом в... 25 тысяч рублей, сославшись на “стесненное материальное положение”. А на просьбу Алексия II пожертвовать на восстановление храма вообще ответил отказом...

Именно это я называю “зарваться”. Но вообще терять чувство меры во всем для Дмитрия Савельева, похоже, норма жизни. Никто почему-то никогда не изучал подробно его биографию, а ведь именно она отлично характеризует любого человека. Комментировать здесь ничего не хочу, сделайте выводы сами...

Начинал “деловой” путь Савельев с ларьков с китайским ширпотребом. К этому периоду относится и первое известное нам предательство Савельева — для начала он предал жену: отправил рожать в Израиль и тут же закрутил бурный роман на стороне. А когда супруга с крохотным Степой вернулась, предложил ей “откупного” в виде небольшого бизнеса.

Попросил влиятельного мэра города Кстово Боляка поддержать при назначении на пост главы местной топливной компании. Тот выполнил просьбу Савельева. Но, когда спустя короткое время Боляк обратился за льготным топливом для закрытия отопительного сезона, резко отказал.

Возможно, кстовские воины-афганцы помнят обаятельного молодого человека, который — в обмен на поддержку на выборах — обещал им помощь с организацией нескольких предприятий в районе. Равно как и то, что после выборов Савельев ни разу не принял их в своем кабинете.

Пытался “кинуть” главу “Лукойла” Вагита Алекперова. Справедливости ради стоит сказать, что видавший виды Алекперов быстро поставил зарвавшегося “мальчика” на место.

Зато “кинул” многих других. Владельца “Федерального промышленного банка”, через который шли финансовые потоки “Транснефти”. Бывшего министра топлива и энергетики РФ Сергея Генералова — по некоторой информации, он мог остаться на своем посту в новом правительстве, если бы Савельев отдал место одного из вице-президентов “Транснефти” команде Аксененко. Не отдал... “Кинул” нынешнего министра печати Михаила Лесина. Нынешнего губернатора Чукотского округа Романа Абрамовича. Многих других. В том числе Сергея Кириенко, который — в период своего премьерства — вылепил это “чудо” собственными руками. Вытащил в столицу и посадил управлять нефтяной компанией. За что и платит Сергей Владиленович сегодня по полной цене. * * *И вновь — к нашим баранам. Схема “загадочного похищения” Геннадия Григорьева в итоге-то получилась совсем простенькой. Жалкое такое подобие, бледная калька с “дела Гонгадзе” на Украине, с которого начался “Кучмагейт”. Григорьев — Гонгадзе, Кириенко — Кучма. Единственное принципиальное отличие в том, что Гонгадзе действительно был убит, а Григорьев — довольно бестолково инсценировал.

Печально все это. Печально, что мой бывший коллега (и не он один) пытается выстроить карьеру на полном отрицании профессиональной этики. Что политический неудачник, всю жизнь разваливавший и предававший, спокойно получает с этого дивиденды. Что власти, которые должны предельно жестко реагировать на подобные “игрища”, лишь вяло от них отмахиваются. Наконец, в том, что презрение к морально-этическим нормам, принятым в любом цивилизованном обществе, у нас становится нормой жизни.

Именно здесь и скрыта настоящая суть “ЧП окружного масштаба”...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру