Пока на федеральном уровне обсуждают возможность регионов полностью перекрывать кислород электросамокатам в городах или отдельных районах (например, в центре Санкт-Петербурга), Москва готова проявлять большую гибкость.
Сейчас городские парламентарии активно участвуют в доработке внесенных в Госдуму поправок к федеральному законодательству, касающихся СИМ. В частности, поправки, которые столичные депутаты подготовили совместно с коллегами из Совета Федерации, предусматривают новые штрафы в отношении водителей СИМ. Планируется наказывать за оставление СИМ на месте ДТП, управление в состоянии опьянения. «Создание помех в движении пешеходам» обойдется самокатчикам в 2000–2500 рублей, невыполнение законных требований сотрудника полиции об остановке — в 500–800 рублей. А превышение скорости будет караться дифференцированно: нештрафуемый порог составит смешные по автомобильным меркам 5 км/ч, а штрафы составят от 500 до 5000 (за превышение более чем на 20 км/ч).
Возможно, в городе когда-либо будет полностью запрещено движение на СИМ по тротуарам — но одновременно начали активно обсуждать развитие велоинфраструктуры (именно на нее предстоит «выдавить» электросамокаты с пешеходных зон и проезжей части).
— Обещаем, что законы вскоре появятся, что этот вопрос мы урегулируем, — отмечает первый зампред Комитета Госдумы по транспорту, председатель рабочей группы по СИМ Павел Федяев. — В новый сезон, по крайней мере в Москве, мы входим не с таким грустным лицом.
Напомним, поправки, уже принятые в первом чтении, предусматривают причисление СИМ мощностью до 0,25 кВт к механическим транспортным средствам. Поправки Минтранса ко второму чтению дополняют категории водительских прав новой — легкомопедной М1. Это значит, что водителям электросамокатов и любых СИМ с мотором придется иметь водительское удостоверение любой категории.
— СИМ давно стали полноценным видом транспорта в городе, — отмечает Полина Стасюк, курирующая это направление в столичном Дептрансе. — Это дополнительная транспортная артерия для города, во многих случаях это исключает поездки на личных автомобилях. В последние несколько лет в городе имеется около 60 тыс. самокатов, это оптимально с учетом нынешнего регулирования, дальше имеются риски в росте. При этом сервис востребованный — 80 млн поездок было совершено в 2024 году.
Основные требования Дептранса к операторам кикшеринга — безопасность самокатов, порядок в городе и передача всех данных о поездках в информационную систему Москвы, отметила Стасюк.
— Есть медленные зоны, работают и зоны полного запрета движения на СИМ, — отметила чиновница. — На некоторых улицах с большим потоком пешеходов мы решили, что скорость должна замедляться до пешеходной. Всего в Москве 350 медленных зон, и абсолютное большинство из них работает, несмотря на порой возникающие проблемы с геопозиционированием.
В этом году активизировались рейды ГИБДД для контроля за трафиком СИМ. Нарушения, по словам Полины Стасюк, выявляются при помощи нейросети. Благодаря укрупненным номерным знакам кикшеринга камеры считывают информацию, в том числе на переходах. А операторские штрафы позволяют регулировать и те моменты, которые еще не оговорены в КоАП и поэтому не могут администрироваться городом.
С тем, что нужно строить велоинфраструктуру и разводить транспортные потоки, согласны и в ГИБДД, заявил глава столичного управления дорожной полиции Александр Быков. «Надо сокращать количество конфликтных точек, — подчеркнул он. — Сейчас город обязывает в зонах освоения новых территорий, в бывших промзонах вести эту работу».
А вот о ПТС для электросамокатов пока ничего не говорится. Но надпись крупными буквами о том, что для самоката нужны «права» — такая надпись в магазинах скоро появится. Чтобы родители юных гонщиков не могли сказать, что не знают.