«Эфир» — довольно громоздкое по современным меркам изделие с четырьмя «дулами» микрофонов в вандалоустойчивом корпусе. Его сертифицировали в Росстандарте: соответствующий приказ был подписан 14 января. Теперь от массового внедрения новую камеру отделяют два шага. Штрафы за превышение допустимого уровня шума нужно через поправки в КоАП разрешить выносить автоматически. А затем город должен закупить и установить сами устройства, подключив их к общему контуру контроля и фиксации нарушений.
Борьба с уличным шумом (прежде всего от тюнингованных глушителей спортивных машин и мотоциклов, а также от сверхмощных музыкальных установок) уже десятилетие одна из наиболее горячих тем для общественного возмущения в Москве. На шум неизменно жалуются в мэрию и префектуры, депутатам Мосгордумы и муниципальных собраний, в ГИБДД и ЦОДД. Поэтому именно камеры-шумомеры, в отличие от тех, что служат для контроля или фиксации превышений скорости и прочих «немых» нарушений ПДД, — будут внедряться буквально под аплодисменты жителей.
Среди тех районов, жители которых чаще других обращались к городским властям, в полицию и даже к прессе с просьбами пресечь излишний шум, — знаменитые Патриаршие пруды, Хамовники, Чистые пруды, а также окрестности больших и прямых проспектов, где, особенно в теплое время года, часто ревут моторами и магнитолами автомотоэнтузиасты.
«Начать установку камер могут там, где жалоб больше всего, причем чем более престижный район, тем скорее, потому что «вес» жалоб от непростых людей больше», — рассуждает сотрудник компании-подрядчика, занимающейся городскими камерами наблюдения. Так что Патрики, пожалуй, первый кандидат на эксперимент с шумомерами. Остальные районы будут, скорее всего, определяться вручную: по заявкам от префектур и районных управ. Откуда доносится больше жалоб — там и надо ждать новинку в первую очередь.
Кстати, в столице периодически проверяют шум техники дедовским способом — рейдами с поверенными ручными шумомерами. Автомобили и мотоциклы не должны реветь громче 96 Дб — это международная норма, действующая и в России. Улов на Патриарших и в других местах есть. А неотвратимости наказания все-таки нет.
Напомним, что у некоторых участников дорожного движения, превышающих уровень шума, есть своя правда: например, байкеры неоднократно поясняли, что громкий звук для них — элемент пассивной безопасности, с невыносимым ревом они заметнее в потоке. И поскольку жить всем хочется, переходить на «тихие» глушители мотоциклисты не будут.
«Учитывая, что штрафы за шум предлагается делать не 250 и не 500 рублей, предвкушаю вал обжалований постановлений, — комментирует ситуацию юрист Алексей Голубев. — Пока не слишком понятно, по какому принципу действует техника, как она будет вести себя в окружении многоэтажных домов, от которых отражается звук. Но наверняка на первых порах будут накладки. А главное, как и в случае административных постановлений за превышение скорости, никакого фотовидеодоказательства не предусмотрено. Только фото автомобиля или мотоцикла с госномером — и утверждение, что он нарушил допустимые нормы шума».
Обжаловать «письмо счастья» о превышении скорости и правда, мягко говоря, непросто — если, конечно, речь не об откровенной путанице, например, когда постановление вынесено на автомобиль, едущий на эвакуаторе, или номер попросту неверно распознан. Ведь обычный автомобиль не рейсовый авиалайнер с «черным ящиком», фиксирующим скорость и другие параметры. Поди докажи, ехал ты на самом деле 82 (как утверждает камера) или 78 километров в час (как показывал спидометр).
Как доказать, что данный автомобиль не мог так сильно шуметь в тот день и час, когда его зафиксировал «Эфир» или подобная ему техника, не слишком понятно. А штраф предлагается выносить, повторимся, не копеечный — от 5 до 30 тысяч рублей. Вполне может получиться так, что, столкнувшись с валом обжалований, затею с автоматическими шумомерами в итоге забросят — и тогда в проигрыше опять останутся жители.