Более 70% погибших в этом году в ДТП с участием СИМ — жертвы электромопедов, то есть СИМ с мощностью двигателя 0,25–4 кВт. Такую статистику приводят в НЦ БДД (подведомственном МВД). Как правило, подобная техника выпускается в форм-факторе не самоката, а электровелосипеда с сидячим местом для водителя. Москвичам такая техника уже привычна — именно с ее помощью курьерские службы доставляют до подъездов еду и мелкие покупки.
Самая распространенная модель такого «велика» называется просто: «Монстр». Скорость достигает 50 километров в час — и в этом, как выяснил «МК», один из основных источников проблемы. «Езжу по тротуарам, потому что на проезжей части велосипед едет слишком медленно, это опасно, — рассказал сотрудник службы доставки готовой еды, работающий в районе Щукино. — Все машины едут 60 и больше, в том числе зимой, обгоняют по правой, автобусы тоже. Поэтому при возможности — тротуары». Будь электрические «скутеры» порезвее, можно было бы ездить и по дороге... Но тогда на них требовались бы права хотя бы категории «М».
Но эта же «максималка» для тротуара, напротив, слишком высока. «Они едут бесшумно, всех огибают, но я каждый раз боюсь, что такой курьер вместе со своим аппаратом на меня свалится, — рассказала «МК» 80-летняя Тамара К. — Занесет на льду или просто не рассчитает. Знаю, что уже были случаи, когда они сбивали людей. А мне с палочкой отбежать некуда».
Ряд экспертов полагают, что в создавшейся ситуации виновато неверное «позиционирование» такой техники. В частности, профессор МАДИ Виталий Гаевский заявил журналистам, что электромопеды такого типа подпадают под определение СИМ в Правилах дорожного движения. Действительно, в соответствии с п. 1.2 действующих ПДД, средство индивидуальной мобильности — это «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».
Именно этим определением, заметим, и пользуются продавцы и пользователи «курьерских» электромопедов. Чаще всего в документах на эту технику фигурирует минимальная мощность двигателя — до 0,25 кВт, выше этого порога транспортное средство уже становится механическим (мопедом).
— Совсем маломощной техники у нас покупают немного, в основном это детские или прогулочные модели, — рассказал «МК» Олег Рымарь, менеджер компании по продаже электровелосипедов. — Все курьерские модели достаточно тяжелые и обычно имеют мощность 800 Вт и больше. Но для них тоже не нужны регистрация и ПТС, поэтому они продаются точно в таком же режиме, как 250-ваттники. А есть ли у «наездников» права — это вопрос к ним и ГИБДД.
Иными словами: с одной стороны, на электромопедах служб доставки формально «не написано», что они чересчур мощные для езды по тротуарам (а мопедам по ПДД на тротуары именно что нельзя). С другой — по ряду внешних признаков мощность угадывается вполне однозначно: таких машин, как у курьеров, но при этом «легальной» для тротуаров мощности, просто не существует. Казалось бы, бери и вылавливай «наездников», перемещающихся по пешеходным зонам.
Но есть один нюанс: вылавливать вручную, похоже, некому. «То, что было 15 лет назад, было 15 лет назад, тогда были совершенно другие штаты и людей хватало, — подтверждает нынешний сотрудник главка ГИБДД Подмосковья, на рубеже 2000–2010-х годов служивший линейным инспектором ДПС. — Сейчас главный акцент делается на выявление правонарушений при помощи автофиксации, штатная численность заточена именно на это. Поэтому я не вижу возможности гоняться за электроскутеристами в городах тотально. Рейды, конечно, проводятся и будут проводиться, но они проблему не решат».
Действительно, о проведении рейдов курьерам становится известно по «сарафанному радио» очень быстро — и места, где стоят патрули, они попросту объезжают дворами и огородами. У скутеристов 15-летней давности такой связи не было, и они попадались в ловушки с куда большей вероятностью.
А вот почему не получается ловить электроскутеры-нарушители камерами — другой вопрос. Похоже, что дело тут в отсутствии номерных знаков на технике: они есть на одежде и курьерских коробах служб доставки, но мощность «великов» в базе данных этих служб не указана. А значит, автоматически штрафовать не выйдет — придется опять-таки вручную доказывать нарушение. Что ж, продолжаем ждать «серебряную пулю» для любителей езды по тротуарам — и не расслабляемся: безопасность пешеходов пока что дело рук самих пешеходов.