Путепроводы или тоннельные переходы через железные дороги в черте города — один из ключевых элементов городской связности, их появление дает практически мгновенный импульс развития прилегающим территориям. А значит, помогает реализовать все направления городской стратегии: создание комфортной и сбалансированной городской среды, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, возведение жилья по программе реновации.
«Мы в городе реализуем десятки мероприятий для того, чтобы улучшить локальные транспортные истории, связки между районами, — отметил Сергей Собянин. — Особенно это касается проходов под железнодорожными линиями, которыми испещрена вся Москва, и порой целые районы разъединены железнодорожными путями. Здесь мы как раз реализовали такую программу: проложили четырехметровый тоннель и соединили два района Москвы, улучшив транспортное обслуживание более чем 130 тысяч москвичей».
Напомним, «прокол» между улицами Двинцев и Складочной существовал ранее в негабаритном виде, был непригоден для полноценной эксплуатации в логистических целях. Сейчас высота его достигла 4 метров, что позволяет использовать его полноразмерным грузовикам стандартного габарита. Строительство тоннеля проводилось в рамках адресной инвестиционной программы города Москвы с марта 2023 до осени 2024 года. Время в пути между районами Марьина Роща и Бутырский сократилось в среднем на 20 минут.
Добавим, что работы в каждом подобном случае не ограничиваются самим основным сооружением: так, 400-метровый в длину тоннель с двумя полосами между улицами Двинцев и Складочной сопровождается более чем километром дорог — обновлены, например, участки улиц Двинцев, Полковой и Стрелецкой. На самой улице Двинцев, к примеру, появился дублер — боковой проезд длиной 334 метра, который обслуживает прилегающие кварталы офисов и жилых домов. В следующем году работы продолжатся: между улицами Двинцев и Добролюбова модернизируют дорожную сеть общей протяженностью 1,7 км. А через пути МЦД-4 появится подземный переход в районе улицы Двинцев. Что касается инженерных коммуникаций, объем работ там еще больше: в рамках проекта будет переустроено около 60 километров различных сетей.
Кстати, Бутырский район — один из самых сложных в Москве с точки зрения связности: здесь пересекаются (и, соответственно, разрезают ткань города) сразу несколько направлений железных дорог. Чтобы исправить ситуацию, требуется дальнейшее развитие сети путепроводов: уже сейчас проектируется железнодорожный путепровод пути МЦД-2 между улицами Складочная и Добролюбова. В результате от Третьего кольца можно будет практически напрямую попасть на улицу Милашенкова и Алтуфьевское шоссе.
Это лишь один из сложных в транспортном отношении районов Москвы — дорожный каркас совершенствуется и развивается по всему городу. Повышение связности дорожной сети достигается за счет строительства тоннелей, путепроводов и межрайонных транспортных объектов. Так, к югу от МКАД ключевым объектом такого рода стала строящаяся трасса Солнцево—Бутово—Варшавское шоссе, работы там планируется завершить в 2026 году. Всего же в 2025–2027 годах в столице планируется построить 259 км дорог, 45 искусственных сооружений и 48 пешеходных переходов.
С 2011 по 2024 год было построено 1432 км дорог — это около 25% от существующей улично-дорожной сети Москвы (12,3 километра из них — в уходящем 2024-м). Куда важнее, однако, число именно искусственных сооружений: за 13 лет было построено 437 тоннелей, эстакад и мостов, восемь из них в этом году. И здесь рост более внушительный — число таких сооружений в Москве с 2011 года выросло на 65%.
Работа по наращиванию транспортной связности, преодолению железнодорожных преград будет вестись и дальше: до 2030 года запланировано строительство еще 16 путепроводов. Так, близки к завершению работы на путепроводе «Текстильщики», а также в этом году будет достроен путепровод, соединяющий улицы Инженерную и 800-летия Москвы на севере столицы поверх путей Савеловского направления (МЦД-1).
В следующем году перестанут быть «тупиковыми» улицы Валаамская и Академика Королева — районы Марфино и Останкино получат новый импульс развития. В 2026 году соединят путепроводом Костромскую улицу (Бибирево) и Юрловский проезд (Отрадное), а также уже упомянутые улицы Добролюбова и Складочную.
Часто открытия путепроводов и мостов становятся заметными городскими событиями — как, например, в центре города, где пешеходный мост соединил Болотную набережную с Крымской и Якиманской, или на МКАД, где открылась в этом году развязка с улицей Верхние Поля. Но куда важнее, что все строящиеся объекты складываются в общую мозаику модернизированного транспортного каркаса, который делает улично-дорожную сеть Московского региона соответствующей задачам и технологиям мегаполиса XXI века.