В России стали чаще практиковать «голливудские» полицейские погони

Одна из них закончилась ДТП с жертвами

Слышишь полицейскую сирену и видишь сине-красные мигалки — держи ухо востро: может «прилететь». 3 ноября на Москворецкой набережной Москвы в ДТП пострадало шесть автомобилей, один человек погиб и несколько ранены — таков результат полицейской погони по центру города. К этому методу наши гаишники стали прибегать достаточно часто, хотя раньше такая практика считалась американской школой. Почему так происходит и как обезопаситься от погони рядом с вами — выяснял «МК».

Одна из них закончилась ДТП с жертвами
На Москворецкой набережной Москвы в ДТП пострадало шесть автомобилей.

Поначалу тяжелое ДТП на пересечении Москворецкой набережной и Китайгородского проезда приняли за последствия гололедицы: еще один водитель, мол, разогнался на летней резине и врезался в поток. Однако в тот же день выяснилось (благодаря оперативной работе полицейских инфослужб): это были последствия погони экипажа ДПС за нарушителем.

В соцсетях быстро опубликовали видео с камеры-регистратора преследовавшей виновника ДТП полицейской машины: хорошо видно и слышно, что на требование по громкой связи остановиться (разумеется, «люстра» и сирена тоже работали) водитель черной «Хонды» не останавливается. А наоборот, пытается уйти в отрыв: проскакивает на красный свет пересечение с Васильевским спуском и прибавляет газу. Гаишники, разумеется, за ним — опять-таки с сиреной, мигалкой и «матюгальником». Перекресток с Китайгородским проездом нарушитель попытался также проскочить на красный, но тут ему не повезло: машин на поперечном курсе было много...

«Есть контакт...» — резюмирует, видя масштабный «замес» впереди, инспектор за рулем преследующей машины. На месте происшествия, конечно, было уже не до циничных шуточек: 77-летний пассажир такси погиб на месте, еще несколько человек, включая самого виновника, ранены.

Буквально на следующий же день похожая — по счастью, без жертв — погоня произошла уже в Сочи: экипаж ДПС потребовал остановиться водителя каршеринга, но тот вместо остановки нажал на газ. После увлекательного «экшена» (оказаться рядом с которым в потоке никому не пожелаешь) машину удалось заблокировать, сидевшего за рулем мужчину (лишенного «прав», ранее судимого и, скорее всего, пьяного — от освидетельствования он отказался) задержали и арестовали пока что на 20 суток. Не только за догонялки с полицией, но и за неадекватное поведение уже при задержании: он ухитрился, например, разбить лобовое стекло патрульной машины, а это непросто.

Хотя погоня всегда была в тактическом арсенале ГАИ — ГИБДД, на городских улицах ее применяли редко. Именно из-за опасности для окружающих: угонщик (или еще кто-то, у кого есть достаточные основания убегать от полиции «на все деньги») может не справиться с управлением и стать виновником ДТП с пострадавшими и даже жертвами. Однако сейчас в некоторых случаях этим приемом стали пользоваться даже в центрах городов, подтвердил «МК» сотрудник аппарата подмосковной ГИБДД, ранее офицер ДПС с большим стажем патрульной работы.

— По недавнему ДТП все очевидно, — комментирует собеседник «МК». — Центр Москвы, где много вариантов маршрута ухода. Неподчинение законным требованиям сотрудника. Других экипажей поблизости нет. Поэтому дилемма простая: либо отпустить нарушителя и стать ответственным за последствия, а рядом Кремль и другие стратегические объекты, и мы не знаем, кто находится в салоне и почему они скрываются от полиции. Либо начинать погоню. С точки зрения должностных инструкций, думаю, претензий к патрулю не возникнет.

Отношение к водителям, пытающимся скрыться от погони, стало намного жестче в последние месяцы — не в последнюю очередь по итогам теракта в «Крокусе», после которого проводились специальные занятия и инструктажи с личным составом, добавил сотрудник ГИБДД. Сейчас задачей патрулей, особенно в «стратегических» точках, стало не только проследить за нарушителями (с этим неплохо справляются и камеры), но и предотвратить возможное преступление.

Более безопасные способы быстрого задержания нарушителя также существуют, но сейчас зачастую могут не работать, пояснил собеседник «МК». Например, блокирование машины нарушителя несколькими экипажами ДПС, ведение с воздуха. В данной ситуации — вечер выходного дня, в непосредственной близости от Кремля — обеих опций у патруля, скорее всего, не было.

«Разбираться будут МВД и прокуратура. Но я считаю, что инспекторы ДПС все сделали правильно, — отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — ...Внутри города, когда нарушитель петляет по улицам как заяц, никакие заслоны не выставишь. Можно задержать/найти машину позже, но не факт, что поймаешь людей. А это может быть и пьяный, и убийца, и террорист. Не просто так ведь он пытался уйти от погони. Поэтому нужно ловить сразу».

Иными словами — в некоторых случаях мы действительно можем оказаться не по своей воле героями массовки боевика с погонями. В такой ситуации, по словам собеседника «МК» из ГИБДД, от окружающих водителей зависит не так уж много. Но в любом случае самый практичный вариант — не мешать погоне, как можно быстрее пропустить патрульный экипаж. Ну и дать дорогу «дураку», добавим: пусть, если он и «убьется», то не об вас.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29398 от 6 ноября 2024

Заголовок в газете: Ты удираешь, я догоняю

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру