Нужно ли сообщать инспектору ДПС место работы: разбираем тонкости закона

Не хотите — не рассказывайте

Инспектор ДПС интересуется местом работы водителя: надо ли сообщать? Суд лишил права управления: обязательно ли сдавать в ГАИ не только водительское удостоверение, но и в технадзор — права на квадроцикл? Досмотр транспортного средства и его осмотр: в последнем случае тоже должен быть оформлен процессуальный документ? Двигался со скоростью потока, чтобы не создавать ему помех: законно ли наложен штраф? На вопросы читателей отвечает основатель Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор ТРАВИН.

Не хотите — не рассказывайте

* * * 

Сотрудники ГАИ при составлении протокола всегда интересуются местом моей работы. А если я сообщу, чем это чревато для меня? Не отправят ли мне на работу какую-нибудь телегу? Ведь спрашивают не просто так…

Юрий, г. Ижевск.

Рассказывать инспектору ДПС, где и кем вы работаете, никакой надобности нет. Не хотите — не рассказывайте. К ответственности за молчание вас никто не привлечет.

И спрашивают вас об этом сотрудники ГАИ не для того, чтобы настучать на вас вашему руководству. Хотя иногда, в случае выявления грубого нарушения, угрожают сообщением по месту работы с банальной целью — напугать и «договориться».

На самом же деле обязанность инспектора выяснять место работы продиктована, в частности, совсем другой целью — чтобы определить, в каком порядке вас можно наказать. Ведь, возможно, вы судья, прокурор, следователь или второй секретарь посольства Нагонии. И в этом случае к вам должен применяться особый порядок привлечения к ответственности. Ну или не применяться вовсе.

* * *

За пьянку меня лишили прав на полтора года. Срок закончился. Я пришел в ГАИ и попросил права вернуть. Мне заявили, что я не сдал права на квадроцикл, поэтому срок лишения еще даже не начался. А при чем здесь права, которые я получал не на машину, а на вездеход? К тому же права на вездеход у меня уже просрочены!

Федор, г. Бийск.

Лишая водителя права управления, суд тем самым запрещает нарушителю управление всеми видами транспортных средств, на управление которыми требуется удостоверение. Стало быть, после вступления постановления суда в законную силу вы должны сдать в ГАИ водительское удостоверение, а в технадзор — удостоверение тракториста-машиниста. То самое, которое дает вам право управлять вашим любимым квадроциклом.

И даже если это просроченные удостоверения, их все равно сдавать необходимо, ибо в законе не сказано, что сдавать требуется только действующие.

Поэтому на будущее: если вас лишили права управления, напрягите память: а не валяется ли у вас в тумбочке удостоверение тракториста? Нашли? Сдайте и его.

Можно, конечно, надеяться, что в ГАИ не узнают о наличии у вас удостоверения тракториста. Но при современном уровне электронного взаимодействия между ведомствами рассчитывать на это — предел наивности.

* * *

Я так понимаю: если сотруднику ГАИ хочется заглянуть в багажник моего авто, но не хочется оформлять протокол и приглашать понятых, он заявляет, что это не досмотр, а простой осмотр. А при осмотре, мол, не нужны ни понятые, ни протокол. Так ли это на самом деле?

Анатолий, г. Нижневартовск.

В чем принципиальная разница между досмотром и осмотром?

Досмотр — это исследование содержимого вашего автомобиля полицейским с целью обнаружения запрещенных предметов или орудий правонарушения. И проводится он с применением таких инструментов, как глаза и руки полицейского. А вот осмотр — это лишь визуальное обследование транспортного средства и груза.

Однако для осмотра, как и для досмотра, должны быть основания.

Машина подлежит осмотру, если, например, она используется в противоправных целях — превратилась в сплошную передвижную рекламную конструкцию, что прямо запрещено законом. Или если у полицейского возникла необходимость сверить маркировочные обозначения транспортного средства с записями в регистрационных документах. Равно как если из багажника торчат пачки туалетной бумаги, а в накладной на груз указаны подгузники.

Осмотр хотя и являет собой облегченный вариант досмотра и не предусматривает присутствия понятых, тем не менее требует от сотрудника полиции составления соответствующего акта.

Стало быть, в любом случае — что при осмотре, что при досмотре — процессуальный документ должен быть составлен.

* * * 

Я ехал с максимально разрешенной скоростью 60 километров в час. А весь поток летел под 90… Мне сигналили — требовали не мешать движению. И я прибавил. В итоге получил штраф. Стоит ли его обжаловать? Ведь в ПДД сказано: водителю запрещается создавать помехи другим автомобилям, двигаясь со слишком малой скоростью.

Герман, г. Ижевск.

Поддаваться на провокации не стоит: пусть сигналят, пусть требуют убраться с дороги. Главные требования вам предъявляют Правила дорожного движения, а не любители выжать из своих лошадей все до последней силы.

Да, Правила дорожного движения действительно запрещают водителю без необходимости двигаться со слишком малой скоростью. Но это не значит, что при этом водитель имеет право двигаться с превышением скорости максимально разрешенной!

Правила говорят совсем о другом: если все транспортные средства едут с максимально разрешенной, скажем, 60, не надо без необходимости создавать помехи — плестись со скоростью 20.

Есть вопросы? Задавайте по адресу info@mk.ru с пометкой «Право руля!».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29354 от 4 сентября 2024

Заголовок в газете: Право руля!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру