В России ввели обязательную «пожарную» маркировку электромобилей

Техника будущего уже зарекомендовала себя крайне пожароопасной

С 1 июля вступил в действие российский ГОСТ на маркировку источника энергии транспортных средств. По этому стандарту особым знаком с четырех сторон (на передних боковых стеклах, на заднем и лобовом) будут помечаться электромобили. Техника будущего зарекомендовала себя пожароопасной, а потушить «электричку» обычными способами невозможно. Чем еще опасны электромобили и какие правила обращения формируются вокруг них, выяснял «МК».

Техника будущего уже зарекомендовала себя крайне пожароопасной

«Клеймо» электромобиля — оранжевый ромб с молнией. Это международный стандарт, работающий уже во всех странах Таможенного союза (кроме Казахстана). Помимо этого знака есть соответствующая маркировка и для газовых транспортных средств — у них ромбики зеленого цвета. Главная цель маркеров, которые уже заучили спасатели, — помочь пожарным за секунды принять решение, что именно делать при пожаре автомобиля.

— Мы уже не только освоили маркировку, но и проходили учения по тушению электромобилей, — рассказал «МК» сотрудник пожарной охраны Ярославской области. — Зрелище не для слабонервных, в отличие от обычного автомобиля «электричку» потушить невозможно, поэтому на данный момент отрабатываются только эвакуация пострадавших и изоляция источника возгорания. Все это приходится делать с большим риском для личного состава.

Если при тушении бензинового или дизельного автомобиля применяются обычные порошковые или углекислотные средства, возможно также тушение водой, а газовые автомобили и автобусы отличаются возможностью взрыва баллонов, это дополнительный риск для людей в зоне возгорания, то пожар электромобиля развивается более «плавно», пояснил собеседник «МК». Это дает возможность эвакуировать из машины (если речь о ДТП) пострадавших, а также в некоторых случаях отбуксировать и сам электромобиль.

— Показывали, как тушат «электрички» за границей, — рассказал пожарный. — Бывает, что погружают в контейнер с водой, а есть такой способ — выкопать экскаватором яму и столкнуть горящий электромобиль в нее.

Правда, для России такие способы скорее теория, добавил собеседник «МК». Дело в том, что загоревшийся электромобиль в любом случае, скорее всего, будет уничтожен огнем полностью. Поэтому во избежание судебных разбирательств с владельцем (в ходе которых пожарным пришлось бы доказывать, что они не нанесли имуществу дополнительного ущерба) проще просто наблюдать за «фейерверком», обеспечив безопасность окружающих.

— Источник продолжительного горения, которое очень трудно прекратить, — литиевые батареи, — рассказывает Павел Ионов, владелец сервиса по ремонту японских автомобилей. — Высоковольтная батарея подвержена риску короткого замыкания при физическом повреждении элементов или схемы зарядки. А если случилось короткое замыкание одной из ячеек, возникнет «эффект домино»: будут выгорать соседние. Ячеек в тяговом аккумуляторе нескольких тысяч, именно поэтому получается ровное горение в течение нескольких часов.

Оптимальным способом усилить пожарную безопасность электромобилей были бы интегрированные в батареи системы автоматического пожаротушения: они могли бы располагаться внутри батарейного блока и по тревожному сигналу заливать отсек хладоном. Внешние огнетушители, даже хладоновые, не эффективны, поскольку батарейные отсеки хорошо защищены и изолированы от окружающей среды, — чтобы потушить загоревшуюся «электричку», их приходится пробивать.

Особые свойства электромобилей в плане пожароопасности уже вызвали к жизни некоторые ограничительные меры. Так, на некоторые паромы в Европе «электрички» не допускают, памятуя о как минимум двух громких катастрофах с кораблями, перевозившими эти машины. В начале 2022 года судно Felicity Ace, перевозившее около 4000 новых автомобилей, в том числе электрических, полностью выгорело в районе Азорских островов, команда была эвакуирована. Чуть позже сгорело судно Freemantle Highway, где из почти 3000 автомобилей всего 25 были на электротяге, но этого хватило, чтобы потушить пожар оказалось невозможно.

Сейчас особые противопожарные требования к владельцам электромобилей и салонам по их продаже предъявляют владельцы коммерческих площадей. Например, по сообщению одного из владельцев автосалонов по продаже электромобилей, от него потребовали оснастить площадку специальными огнетушителями (которых в России, по крайней мере в сертифицированном виде, не существует), а также противопожарной кошмой, системой дымоудаления и охлаждения от противопожарного водопровода.

Несколько московских ТСЖ рассматривают запрет парковки электромобилей.

Специальные пожарные расчеты с необходимой техникой в Москве есть, но их число невелико. Если электромобили станут массовыми, потребуются радикальные решения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29320 от 18 июля 2024

Заголовок в газете: Электрифицированы и очень опасны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру