Технология — простая адаптация к нынешним гаджетам старого метода работы гаишников: еще двадцать лет назад в патрульных машинах стояли видеокамеры, записывавшие выезд на встречку в некоторых особенно «рыбных» местах. А потом, остановив водителя, патрульные давали ему посмотреть видео и предлагали «деятельно раскаяться». В противном случае — суд (часто в транзитном регионе, куда водителю-москвичу было трудно добраться) и очень возможное лишение прав на несколько месяцев.
— Это была распространенная практика, когда были трехполосные дороги, средняя полоса варьировалась то в одну, то в другую сторону, — вспоминает собеседник «МК» в подмосковном главке ГИБДД, работающий с 2003 года. — Например, горка: на подъем две полосы, на вершине полоса меняется, и на спуск полоса одна. Кто не знает — зависает на обгоне, или его не пускают фуры, и он оказывается на встречке. А внизу дежурит патрульный экипаж, который снимает это нарушение и останавливает водителя.
По словам сотрудника ГИБДД, именно из-за таких случаев, которые часто кончались трагически, трехполосная разметка такого типа вышла из употребления. Но часто даже на федеральных трассах ее сменила двухполосная — с запретом обгонов на значительном протяжении. Желающих обогнать тихохода по-прежнему много, а значит, хватает и нарушений.
— Это все неофициальная практика; если такое становится известно, ответственных за участок наказывают, — говорит собеседник «МК». — Но кое-где делают, особенно вне Московского региона. Тайга закон, медведь хозяин.
Официальные камеры фиксации нарушений ПДД действуют, но бесполезны для дорожной полиции, пояснил сотрудник главка. Дело в том, что административные правонарушения, фиксируемые камерами, идут по собственному каналу — через компании-концессионеры и центры фиксации и обработки правонарушений. Региональным бюджетам их штрафы большое подспорье, но инспекторам и даже районным подразделениям ГИБДД они никак не помогают.
— Сейчас, в отличие от 2000-х годов, получается разнести камеру и патрульный экипаж, это удобнее, — соглашается сотрудник ГИБДД Подмосковья. — Это решает проблему «мигальщиков»: раньше ведь водители, видя экипаж, предупреждали друг друга фарами, а сейчас может быть пять или десять километров между камерой и патрулем.
Единственная проблема неформальной фиксации нарушений ПДД — то, что запись с таких камер невозможно официально рассматривать как полноценное доказательство в суде. Именно поэтому часто водителей, настаивающих на судебном разбирательстве, отпускают: вступать в процесс у инспекторов желания нет.
— Я бы не стал рассчитывать, что судья на основании «неформальности» камеры примет решение о полной невиновности водителя. Это не поверенное устройство, установленное вне согласованной дислокации, — говорит юрист Алексей Голубев. — Нет, водителя, скорее всего, накажут, рассмотрев запись как подтверждающий рапорт ДПС материал. Но само по себе существование такой камеры может быть предметом для дальнейших судебных разбирательств, а также служебных проверок, это, скорее всего, просто никому не нужно.
При этом собеседник «МК» в подмосковной ГИБДД не согласен с тем, что такое размещение камер незаконно. «Это просто видеосвидетельство того, что водитель в том или ином месте нарушает правила, — рассуждает он. — Почему в качестве доказательства можно принять запись видеорегистратора другого водителя и нельзя запись такой прикрепленной камеры? Просто использование технического решения».
Таким образом, обычные «гражданские» гаджеты позволяют возродить старую практику, использовавшуюся патрулями ДПС со времен засад в кустах с радаром. Сами радары при этом вывели из обращения — штрафы за скорость выносят теперь только официальные камеры. Но встречка — еще одна статья, по которой лишают водительских удостоверений, — осталась в распоряжении работников жезла и мигалки.