Ограничение скорости назвали единственным доступным в России методом борьбы с ДТП

Снижение нештрафуемого скоростного лимита по-прежнему вызывает бурные дискуссии

Несколько дней назад, 8 декабря, в Амстердаме ужесточили скоростные ограничения для личных автомобилей: на 80% улиц для всех, кроме общественного транспорта, появились знаки «30». В России такие способы борьбы с аварийностью тоже обсуждаются, а в целом ряде регионов, включая Подмосковье, — и практикуются. При этом против этого достаточно сплоченно выступают автомобилисты — но это не приносит результата. Почему снижение разрешенной скорости оказалось главным средством борьбы с ДТП, выяснял «МК».

Снижение нештрафуемого скоростного лимита по-прежнему вызывает бурные дискуссии

Организаторы дорожного движения в Амстердаме прогнозируют, что жесткое решение ввести практически по всему городу знаки «30» сможет снизить число ДТП на 20–30%. Кроме того, планируется, что от передвигающихся медленнее автомобилей (которые не будут сильно разгоняться) снизится выделение парниковых газов — цель борьбы с этим якобы вредным для глобального климата явлением для ЕС стратегическая. Автобусы продолжат двигаться со скоростью до 50 км/ч по выделенным полосам.

— Нештрафуемый порог там 4 км/ч, за превышение от 5 до 25 км/ч штраф €56–347 (5560–34 450 руб.), — отмечает автоэксперт Александр Шумский. — В наших городах тоже необходимо снижать скорость: до 50 км/ч на улицах и до 30 км/ч в небольших тупиковых проездах, переулках и местах, где расположены школы. На магистралях — можно как раз поднимать.

Хотя в российских ПДД по умолчанию скорость в пределах населенного пункта ограничена 60 км/ч, вдоль многих протяженных трасс (как правило, это бесплатные обходы платных федералок) в населенных пунктах выставлены знаки «50», а вне поселков — «70». Это можно сделать решением местных властей, и это обычная форма борьбы с ДТП на «вверенной территории».

— Если речь о федеральной трассе, расставлять на ней ограничения скорости местные власти не могут, это прерогатива Минтранса, — рассказал «МК» сотрудник подмосковного главка ГИБДД. — Но когда трасса перестает быть федеральной и становится дублером — например, Ленинградское, Волоколамское, Носовихинское, Дмитровское шоссе, с недавних пор и Горьковское (М7), — там можно ставить уже «местные» скоростные лимиты. Которые фигурируют в отчетности как принятые для борьбы с аварийностью и смертностью меры.

Других столь же удобных рычагов управления у властей городских поселений Московской области нет: реорганизация дорожного движения требует денег, а когда выполняется (например, установка отбойника), благодарить за это приходится региональные, а не местные власти. А снижение скоростного лимита вкупе с установкой «лежачих полицейских» и камер фиксации дело не затратное, а прибыльное.

В копилке доводов «снижателей скорости» — мощный аргумент: в Европе почти везде предельная скорость в населенных пунктах составляет не 60, а 50 км/ч. И те из российских водителей (это не только туристы, но и многие дальнобойщики!), кто поездил по западным странам, подтвердят: на дорогах там безопаснее. Может быть, как раз за счет драконовских скоростных лимитов?

Второй аргумент тех, кто защищает снижение разрешенной скорости, — пресловутый нештрафуемый порог в 20 км/ч. Получается, что при разрешенных 30 км/ч автомобиль может без последствий для кошелька водителя разогнаться до 49 км/ч. А при 50 — до 69 км/ч. «Не рассчитаешь, выезжая с примыкающей дороги, с какой скоростью мчится очередной гонщик, — рассуждает комментатор одного из сообществ автолюбителей в соцсетях. — Рассчитываешь на 60 км/ч, а он мчится 100».

Однако противников снижения скоростных лимитов в соцсетях все-таки больше. Если опустить аргументацию «не нужен нам опыт недружественного Амстердама», их доводы можно сгруппировать в три большие группы.

Довод первый: Россия слишком велика по своим размерам, Москва не исключение — если мы не хотим добираться до работы 3 часа в один конец, такие скоростные лимиты нам не подходят. Довод второй: снизьте нештрафуемый порог до 5–10 км/ч, облегчите скоростные лимиты в большинстве мест, и все встанет на места. Наконец, при московской плотности населения (она заметно больше амстердамской) такое решение проигрышно.

Мы же отметим, пожалуй, одно: «чехарда» с фактически снижаемыми во многих местах скоростными лимитами имеет корни в двух чисто российских факторах. Первый: снижать нештрафуемый лимит у нас много раз предлагали, но в итоге не стали — политически опасно. А второй — у властей на уровне одного района или тем более поселка слишком мало возможностей для маневра. Приходится снижать аварийность буквально «тем, что есть под рукой». А под рукой — только рычаг тормоза.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29176 от 12 декабря 2023

Заголовок в газете: Всем по тридцать

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру