Программа "Недоступный автомобиль": цены на российские авто приблизились к иномаркам

С точки зрения доступности машина начала напоминать объект недвижимости

Сразу несколько моделей российских автомобилей подорожают с 2 ноября на 60–100 тысяч рублей. Об этом заявили производители. Нынешнее подорожание касается продукции из Тольятти, но в этом году уже поднимали цены и остальные два производителя легковых «нашемарок». Это означает, что не только иномарки, но и отечественные компании стремятся покинуть наиболее востребованную в России нишу бюджетных автомобилей. Случайность это или политика заводов и дистрибьюторов — выяснял «МК».

С точки зрения доступности машина начала напоминать объект недвижимости

О грядущем повышении цен на вазовскую продукцию сообщается в профильных каналах социальных сетей; по неофициальным пока данным, меньше всего подорожает «Гранта», заводская цена которой вырастет на 64 тысячи рублей, а больше всего — «Нива» второго поколения, которая подорожает на 106 тысяч рублей.

Два дилера «Лады», опрошенные «МК», подтвердили, что ожидают роста отпускной стоимости. По словам менеджеров по продажам, в среднем цена в салонах поднимется на 100 тысяч рублей или немного больше. Правда, завод-изготовитель отмечает, что стоимость базовых комплектаций не меняется — минимальная цена «Гранты» остается ниже политически важного порога в 700 тысяч рублей. Однако в свободной продаже таких комплектаций нет, они поставляются под заказ (в одном из салонов заявили, что поставки «голых» машин идут только юридическим лицам).

Итак, «Лады» дорожают, сохраняя незыблемой лишь цену полувиртуальной базовой комплектации. Весной этого года похожим образом провел «стеснительную» кампанию повышения цен еще один отечественный автозавод — УАЗ: тогда исчезли самые привлекательные ценники, связанные со скидками для заемщиков по госпрограмме. В итоге «Патриот» вот уже полгода как стоит не менее 1,33 млн рублей (против 1,1 млн в начале апреля), модели же «Хантер» и «Пикап» также прибавили к цене не менее 250 тысяч рублей.

Повышались в этом году цены и на новые «Москвичи» — сейчас базовый «Москвич-3» стоит не менее 2,22 млн рублей (больше 200 тысяч рублей разницы с изначальной ценой). Новый «Москвич-6» стоит от 2,66 млн рублей. Правило «два плюс» — то есть новый автомобиль не будет стоить дешевле двух миллионов — действует и в отношении вазовских новинок: дебютировавшая недавно «Веста-спорт» будет стоить дороже этой отметки.

— Удивляться росту цен не приходится, производители реагируют как на инфляцию рубля, так и на конъюнктуру рынка, — говорит специалист по подбору подержанных автомобилей Алексей Островский. — У них есть важнейшее потребительское преимущество: потребителю предлагаются новые автомобили. Да, многие покупатели предпочтут подержанные иномарки, в том числе европейские и японские, но всегда найдутся те, кому важно, чтобы водительское кресло было не просиженным, а в салоне пахло бы новым автомобилем. А поскольку ничего нового дешевле 2 миллионов сейчас не приезжает — невозможно из-за утилизационного сбора и таможни, — наши производители не видят причин, чтобы не поднять цены.

При этом отечественные марки действительно стараются доступными способами выглядеть солидными — под стать ценам. Так, в Тольятти объявили о скором (в течение двух лет) запуске четырех новых моделей, свои дебюты анонсировал и «Москвич», а наиболее проблемный из российских брендов — УАЗ — заявил о мероприятиях по повышению качества продукции, включая легендарную «буханку», сходящую с конвейера уже 65 лет.

Но все эти анонсы — безусловно, важные для отрасли и достойные места в похудевших автомобильных журналах нынешнего времени — никак не меняют главного: цена любого нового автомобиля становится неподъемной в качестве обычной покупки. С точки зрения доступности новая машина начинает напоминать объект недвижимости.

— Сейчас процентов 90 покупок автомобиля для повседневной эксплуатации связаны с кредитом, — рассказывает Алексей Островский. — С покупкой машины работают точно так же, как с покупкой квартиры, а это значит, что даже значительное удорожание мало что меняет для покупателя. Всегда можно оформить кредит побольше. А вот те, кто рассчитывает только на продажу старой машины плюс сбережения, теперь может и не смотреть на новые автомобили в салонах — разница в цене слишком велика.

По словам эксперта, ажиотаж на рынке б/у авто даже выше, чем в автосалонах, где продаются новенькие машины. Поклонники доковидных цен, которые еще находятся в ужасе от новых цифр в объявлениях, пока все-таки могут найти варианты по себе. Правда, чаще всего это будет автомобиль с тем или иным подвохом: за «беспроблемную» машину придется заплатить примерно столько же, сколько до ковида стоил ее новый «одноклассник».

— По всем регионам работает сеть перекупщиков, «пылесосят» автомобили любых марок и лет выпуска, — отмечает Островский. — Если года два назад предельная цена, за которую они брали «не глядя», была 100–150 тысяч рублей, то сейчас она поднялась примерно вдвое. За 200–300 тысяч рублей возьмут иномарку новее 1993 года выпуска в любом состоянии, если ее можно корректно поставить на учет в ГИБДД. Правда, конечно, сначала постараются взять за 50–100, но почти никто уже не продает за такие деньги.

По словам собеседника «МК», за эти деньги, если покупатель квалифицированный, можно купить способную передвигаться и не создавать владельцу проблем старенькую машину. Это и есть в нынешней реальности утилитарное средство передвижения для обычного человека, не готового платить миллионы за «тачку». Например, вахтовика, ездящего на машине в Москву, а в свободное от вахты время решающего с помощью авто семейные задачи. Или мастера, ездящего с комплектом необходимых инструментов.

Новый же автомобиль, один утилизационный сбор на который для машин 1–2 литра рабочего объема составляет около 300 тысяч рублей, закономерным образом превращается в что-то малодоступное. В конце концов, говорят нам, за свежие сиденья и нерастраченный ресурс можно и заплатить. А кому не нравится — общественный транспорт развивается (как минимум в Москве) впечатляющими темпами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29148 от 1 ноября 2023

Заголовок в газете: Программа «недоступный автомобиль»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру