Как большинство из нас сейчас воспринимает пересадку чиновников на российские машины? У них отбирают иномарки и выдают вместо них LADA Granta и Vesta. Вид министра, рассекающего по Москве в час пик на персональной LADA Granta, согреет злорадным теплом души всех свидетелей такого проявления социальной справедливости. Но придется разбить этот лубок.
И чтоб никаких уловок с закупками собранных в России «китайцев» под отечественными брендами! Все же знают, что их «отечественное производство» заключается в прикручивании колес к готовым машинам, завезенным из Поднебесной.
Жаль, но придется разбить этот лубок автотранспортной социальной справедливости. Поскольку по-настоящему российской назвать продукцию даже тольяттинского автопроизводителя язык не поворачивается. По разным оценкам, реальная степень локализации автовазовских LADA Granta и Niva не сильно превышает 50%. А в среднем по модельному ряду нашего исконно российского бренда этот показатель вряд ли превышает 30%. Сам автопроизводитель подобных оценок по понятным соображениям не публикует. Но такое положение вещей не секрет для экспертов отрасли. Мало кто знает, но даже банальные дверные петли (какая деталь может быть проще?!) для Vesta и Niva до последнего времени поставляли из Европы. Что уж тут говорить о более сложных узлах...
— Парадокс в том, что на данный момент у нас не существует четкой законодательной формулировки: какой товар следует считать российским. В природе существует «Соглашение о правилах определения страны происхождения товара в СНГ» от 20.11.2009. Кое-какие критерии там есть. Но нет четкости. Например: товар из иностранного сырья произведен иностранной компанией на территории России. Это российская продукция или чья? Или возьмем отлитый на российском заводе из российского чугуна блок цилиндров мотора и, скажем, электронный блок управления — когда привезенную из Китая микросхему просто вставили в пластиковый корпус на российском заводе. И то и другое формально является «товаром, произведенным в Российской Федерации». Но сколько в нем фактически российского, знает лишь производитель, — поясняет консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев. Кто-то вспомнит еще и про завод Haval в Тульской области. Там даже штампуют, сваривают и окрашивают кузова одноименных кроссоверов для российского рынка. Haval остался в России, и у него достаточно высокая локализация — примерно 1300 баллов по методике Минпромторга. Но можно ли считать Haval российским продуктом — тот еще вопрос. Ведь средний уровень баллов для АвтоВАЗа, кстати, не сильно выше...
Заметим, что в Индии, на которую призвал ориентироваться президент Путин, у тамошних крупнейших автопроизводителей — Tata Motors и Mahindra Auto — степень локализации легковой продукции, по самым скромным оценкам, намного превышает 70%. А в грузовом сегменте — боле 80%.
Нам до таких показателей — как до Индии согнувшись.