Нарушители на дороге не валяются!
Местные уфимские правила благоустройства запрещают водителям бросать свое четырехколесное имущество на пути мусоровоза к контейнерным площадкам. Всякого незаконопослушного подкарауливает штраф до двух тысяч рублей.
И поделом! Ибо расставлять колымаги где ни попадя и мешать вывозу мусора — верх неприличия.
Да вот конфуз: граждане-автовладельцы и без угрозы штрафа не очень-то соблазняются оставлять свои автомобили там, где железным опрокидывателем размахивает страшилище-мусоровоз.
И у чиновников однажды засвербило: а ведь не осторожничай автовладелец, городской бюджет мог бы регулярно загребать кучу денег от нарушителей! Но где их раздобыть?
Ежели нарушители на дороге не валяются, значит...
Их надо зачать, родить и воспитать!
И на редкость продуктивный способ размножения подвернулся по случаю. То ли ветер повадился подгонять мусорные бачки от контейнерной площадки к автомобилям, то ли пьяный дворник взялся растаскивать их по двору, но вышло как в поговорке: если гора не идет к Магомету...
Оставалось только по следу путешествующих контейнеров пустить папарацци из местных чиновников с фотоаппаратом-«мыльницей». И дело встало на поток.
Уфимские автовладельцы в постановлениях о штрафах с изумлением начали обнаруживать фотографии своих припаркованных на дороге автомобилей в компании с невесть откуда взявшимся мусорным бачком.
И пошло-поехало...
На голубом глазу надзирателя
Подсобить сбору податей в городской бюджет подрядился и местный городской совет. Ну, конечно, не так грубо и примитивно — путем препровождения мусорных бачков к автомобилям, а изысканно и интеллигентно. По-депутатски.
Совет произвел на свет правила благоустройства, которые уж воистину — куда повернешь, там и боком выйдут.
Наш брат-водитель ведь как привык — говорят ему, например, Правила дорожного движения: ближе 5 метров перед пешеходным переходом не становись и ближе 15 от остановки автобуса-трамвая местечко не занимай. Все понятно, ибо конкретно. И дабы обвинить водителя в нарушении, инспектор ДПС должен рулеткой измерить эти самые метры. Причем рулеткой сертифицированной и прошедшей государственную поверку! Иначе нарисованным метрам веры нет.
Уфимские же депутаты на рулетках сэкономили: если какому чиновнику-папарацци померещилось, что машина стоит перед мусорной площадкой, делу быть и без рулетки! К метрам почтения нет, если есть сертифицированный прибор «голубой глаз надзирателя».
Вот он — космос для фантазии! А посему один и тот же способ парковки автомобиля можно расценить по-разному: как «размещение перед площадкой для мусора», «как будто перед, но не точно» или «точно не перед».
Как посмотреть... Вернее, как закажет городская казна.
Так устранить бы депутатам правовую неопределенность с расстоянием или хотя бы узаконить нанесение обязательной разметки вокруг помойки там, где парковаться негоже, с установкой знака «Проезжай мимо»!
Ан нет...
Впрочем, дело ясное: наловить побольше бабла от штрафов для городской кубышки проще только в мутной воде.
Вот и ловят не покладая рук! На удочку легко попадают и виновные, и безвинные, и нарушившие, и перед законом чистые.
Бачок «идет» — деньга качается...
Ни умением, ни числом!
За поголовные наказания мнимых и реальных нарушителей с азартом взялись административные комиссии районов, состоящие из председателей, заместителей, секретарей и просто заседающих. В связи с особой важностью дел, порученных сему коллегиальному органу, в некоторых районах города количество его членов уже подкрадывается к...
Даже трудно вообразить.
К тридцати!
Отставить удивление! Это ведь чтобы приговорить к пожизненному заключению, скажем, серийного убийцу, требуется аж целый один судья! А чтобы наказать Гассана Абдуррахмана штрафом в тыщу рублей за парковку у помойки, судей достаточно и... трех десятков.
Вот и приседает регулярно на казенные стулья целый взвод из лучших специалистов района по административному праву — чтобы проголосовать за признание чьей-нибудь вины, в жарких дебатах обсудить меру наказания — тысячу рублей или две, и единогласно утвердить ее. На каждое ответственное дело — пара-тройка минут.
И тут все строго: каждый член обязан заседать, не отлынивая, ибо прогульщик может запросто лишиться стула. А при снижении численности в работе комиссии того и гляди случится запор. Разве, например, десяток членов сумеют по закону наказать кого надо и кого не надо?
Тем более что и у тридцати это получается плохо...
Разберемся как следует и накажем кого попало
Похоже, что гигантскую часть из состряпанных комиссиями постановлений о штрафах в суде можно запросто отменить как вынесенных незаконно и необоснованно, c грубым нарушением процессуальных норм.
Еще в 2020 году Верховный суд Башкортостана, в скандальном деле встав на защиту водителя, незаконно наказанного за парковку якобы перед площадкой для мусора, своим решением попенял одной из комиссий: уж если беретесь наказывать, при рассмотрении дела сами соблюдайте закон!
Но увы... Мусоровоз и ныне там.
Однако очередь желающих защитить свою кровную тысячу-другую рублей от посягательства чиновников у суда не стоит — множеству водителей, даже невесть за что и как наказанных, проще заплатить.
А вот те, кому не проще, уже добились своего!
Динар Ф., например, легко убедил судью, что нельзя фотографировать машину на встроенный в телефон фотоаппарат, как это делают изобретательные члены комиссии, и выдавать изображение за полученное якобы аж целым комплексом автоматической фотовидеофиксации! Суд, разумеется, аргумент принял с воодушевлением и постановление о штрафе отменил.
Оксана Б., оштрафованная на тысячу рублей, несказанно возмутилась: машину недалеко от помойки парковал ее муж, а комиссия почему-то наказала ее. Суд, ясное дело, сумел по половым признакам отличить мужа от жены и постановление признал вынесенным незаконно.
Максим П. поставил вопрос на ребро: из чего следует, что машину возле помойки оставил именно он? Не из чего... Просто именно он первым подвернулся комиссии под руку. Нельзя наказывать первого встречного — указал суд и постановление о штрафе отменил.
Елизавета Р. пожаловалась судье: административная комиссия «забыла» ее на разбор, как полагается, пригласить. А и впрямь: зачем лишние люди в тесном помещении, если участие нарушителя на результат почти не влияет? Однако судья признал забывчивость грубым нарушением и от уплаты штрафа Елизавету освободил.
Артем Ф. поутру заприметил возле своей машины заруливший к нему мусорный бачок. И забыл бы о кочующей нечисти, но получил постановление о штрафе: мол, негоже ставить машины на... контейнерных площадках. Конечно, судья избавил Артема от штрафа, ибо площадка — это специально выделенное, внесенное в реестр и огороженное забором место, но никак не ящик, брошенный посреди дороги!
Да много их — не смирившихся и победивших.
Говорят, что таких — «самых умных» — мусорные бачки теперь объезжают стороной...
Вопрос, однако...
А может быть, погоня дворника на контейнерах, учиняемая за автомобилями, пронизана глубоким смыслом?
Ну вроде как блюститель порядка и чистоты, подкатывая черный ящик к водителю, намекает: уже получили бумажку со штрафом? Не бросайте ее куда попало...
P.S. Автор благодарит судей Калининского, Октябрьского, Советского, Ленинского и прочих районов города Уфы за отмену многочисленных незаконно вынесенных постановлений о штрафах. Труды автора этих строк по подготовке жалоб не пропали даром...