В России сейчас 40-миллионный легковой автопарк, и значит, вторичный рынок каждый год предполагает огромный оборот — автомобили меняют собственников. Пертурбации последних лет повлияли на вторичку меньше, чем на рынок новых машин, но изменения все-таки значительны. Об этом рассказывали аналитики различных сервисов по подбору авто и порталов объявлений в ходе форума автобизнеса ForAuto, состоявшегося 15 февраля.
Структура спроса на подержанные автомобили различается в зависимости от регионов. Точнее, разница, и большая, есть между Москвой и всеми остальными субъектами России. Судите сами: в столице лидеры по продажам среди автомобилей с пробегом ΒMW, Mercedes-Benz и народная «Лада». В остальных же регионах продукция АвтоВАЗа в бесспорных лидерах (26% вторичного рынка против 7% в Москве).
Это объясняется, добавили эксперты, не только имущественным расслоением, но и тем, что многие жители регионов едут за престижными иномарками в столицу — тут попросту больше выбор.
Появились «токсичные» марки: например, в 2022 году начало расти предложение автомобилей из Великобритании (в основном «ленд-роверы»), а вот спрос на них стагнирует. Причем понятно почему: всем автолюбителям известно, что б/у «англичанин» требует частого и вдумчивого сервиса, а запчастей либо нет, либо есть по космическим ценам. Зато растет спрос (как и предложение) на китайские и шведские подержанные машины: первые «распробовали» за послесанкционное время, а «Вольво» все-таки рассматривают как дорогие в обслуживании, но надежные.
2023 год, как сообщил представитель одного из крупнейших порталов автообъявлений Сергей Игнатов, начался с роста спроса на подержанные машины — скоро рынок полностью восстановится до значений февраля 2022 года, после которого был резкий спад из-за общей турбулентности.
— В прошлом году было продано примерно 5 млн подержанных автомобилей, — рассказал Игнатов. — Из них 62% были приобретены по объявлениям, затем идет приобретение у родственников и знакомых и только после этого — покупка б/у машины в автосалонах. 56% продавцов автомобилей — частные лица.
По словам эксперта, есть четкая корреляция: чем моложе автомобили, тем выше доля проданных через дилерские центры, чем старше — тем больше продается частниками по объявлениям. Аналогично и с ценой: авто дороже 1 млн рублей чаще покупают у дилеров, дешевле 250 тысяч — у частных лиц.
— Количество просмотров объявлений о продаже автомобилей дороже 800 тысяч рублей превысило прошлогоднее значение, — добавил Сергей Игнатов. — Это, конечно, отчасти связано с перемещением автомобилей из более низкого ценового сегмента.
По данным исследования, самым популярным классом автомобилей оказались переднеприводные седаны дешевле 300 тысяч рублей с пробегом 150–300 тысяч километров и возрастом от 15 до 19 лет. Иначе говоря, машины периода бурного роста российского авторынка, с 2004-го по 2008 год выпуска.
Следующая категория — такие же переднеприводные пожилые малолитражки, но с кузовом хэтчбек. Далее по популярности идут седаны 20 лет и старше либо с очень большим пробегом. Если брать отдельно Москву, картина несколько другая, но тоже лидируют старые переднеприводные седаны, за ними следуют кроссоверы с пробегом 150–300 км и возрастом 10–14 лет.
— А теперь посмотрим на склады дилеров, — резюмирует аналитик. — На востребованную «взрослую» часть приходится лишь небольшая часть склада, а более 50% ассортимента автосалонов составляют автомобили возрастом до 7 лет. Но обратите внимание на падение продаж новых автомобилей. Если дилеры будут продолжать работать в сегменте «до 5 лет», года через три этого сегмента не хватит для окупаемости.
Таким образом, автодилерам в ближайшее время придется осваивать работу с недорогими и куда более потрепанными автомобилями. Многие автосалоны уже начали это делать: из полутора десятков опрошенных «МК» москвичей, продавших свой автомобиль по объявлению в 2022 году, все, кроме двоих продававших ретротехнику (старше 30 лет), сообщили о звонках из автосалонов с предложениями приобрести машины. Примерно в половине случаев предложение было принято.
— Предложили несерьезную сумму, я решила продавать самостоятельно, — рассказала «МК» Елена, реализовавшая 20-летний японский праворульный хэтчбек. — В результате вместо предложенных 180 тысяч рублей продала за 250. Покупатель сказал, что будет автомобиль реставрировать и ездить на нем сам.
Интересно, что работа с потрепанными и возрастными б/у авто потребует от салонов развивать сервисные подразделения — раньше они не брались за старые модели либо выставляли за эти услуги заградительный ценник. Однако в новой реальности будет не до жиру — и опростившиеся поневоле дилеры, похоже, станут сильными конкурентами независимым сервисам и перекупщикам. Девиз «доездить до конца, а потом еще немножко» — как на Кубе — может стать нашим будущим.