— Уже сегодня в нашей стране возник неудовлетворенный спрос на новые машины в размере около 1 млн штук. Но то, что сейчас поступает на рынок с конвейера того же АвтоВАЗа, похоже, конечно, на автомобили, но это скорее самобеглые коляски. Те же «ощипанные» LADA, лишившиеся в том числе и антиблокировочной тормозной системы, — просто губители русского народа в прямом смысле слова. Ну о чем говорить, когда на машине убирают системы безопасности… То есть то, к чему шли 30 лет, мы очень быстро нивелировали до нуля, очень быстро побежав обратно. Поэтому я не думаю, что этакие транспортные средства будут нужны, — считает автомобильный журналист Александр Пикуленко.
Однако если взглянуть на результаты продаж той же упрощенной LADA Granta, то можно увидеть, что ее все же приобретают, — столь недорогого предложения рынок давно не видел. Так, например, за первые десять дней с момента вывода новой версии на рынок она нашла 266 покупателей. А потому можно предположить, что спрос на «антикризисные» машины все же будет. Другой вопрос, что вряд ли «урезанные» авто начнут разлетаться внушительными тиражами, а значит, и рынок им никак не спасти.
Важно учитывать, что ежегодная убыль автомобилей в России составляет порядка 1–1,5 млн единиц (дорожные аварии, естественное старение). И если в «лучшие времена» хорошим результатом считается 2,5 млн реализованных машин в год, то в условиях санкций и 1,7 млн — праздник. Но одними лишь упрощенными моделями такого показателя не достичь.
В общем, в этом году ничего хорошего автолюбителям ждать не стоит. А в следующем? Вероятно, тоже. Ведь даже если тот же АвтоВАЗ сможет выпустить в 2023-м 500 000 автомобилей (глава компании Максим Соколов ранее заявил, что это вполне реально), УАЗ — 40 000 докризисных единиц, Haval — 80 000, а завод «Москвич» усилиями столичного мэра Сергея Собянина — 50 000 машин, то это все равно будет капля в море. Ведь, повторимся, рынку придется бороться и с отложенным спросом, возникшим из-за слишком долгого простоя большинства отечественных автопроизводств.