Официально, как следует из пояснительной записки к законопроекту, реформа штрафной системы задумана ради снижения нагрузки на автомобилистов. Автор документа, депутат ГД Николай Новичков, отмечает, что сейчас де-факто за легкие проступки инспектора ДПС почти не штрафуют, поправки просто кодифицируют эту реальность на уровне закона.
Нарушения, за которые официально предложено не штрафовать, а выносить предупреждения: грязный номер (ч. 1 ст. 12.2), отсутствие при себе необходимых документов, если в принципе они имеются (ч. 2 и ч. 3 ст. 12.3). Предлагается перестать штрафовать за не включенный указатель поворота и фары и за езду с неисправностями (ч. 1 ст. 12.5).
— Идея эта много раз высказывалась, в том числе мной лично, — отмечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Мелкие штрафы государству взыскивать невыгодно, да и вообще это мелочно, когда государство по пустякам гоняется за людьми. Ну нет при водителе бумажки с полисом — проверили по базе, все в порядке, отпустили. Это разумно — не наказывать рублем там, где нет влияния на безопасность.
При этом отмена штрафа за поворотники и езду без света — ошибочное решение, считает Травин. Езда без поворотников, как и другие проявления низкой культуры вождения, ведет к ДТП, в том числе тяжелым. Другой вопрос, что сами по себе штрафы водительскую культуру не воспитывают, подчеркнул эксперт.
Одновременно с послаблениями в незначительных статьях авторы законопроекта предлагают резко усилить наказания по другим водительским пунктам КоАП. А именно: непристегнутый ремень будет стоить не 1000, а 5000 рублей. Повторное превышение скорости на 40–60 км/ч может повлечь за собой лишение прав на полгода. Кроме того, регламентированы кары за превышение средней скорости.
— За те почти тридцать лет, что я слежу за реформами КоАП, штрафы регулярно повышаются с одной и той же мотивировкой: нынешние ставки не работают, давайте их повысим, — рассказывает Виктор Травин. — Но, товарищи, пора понять: если лекарство не помогает, надо не увеличивать дозу до бесконечности, а менять лечение!
— Инициатива эта, конечно, с двойным дном, — комментирует автоэксперт Петр Шкуматов. — Мелкие штрафы отменяются примерно на 150 млн рублей в год, а крупные штрафы увеличивают прибыль государства и концессионеров на 15 млрд рублей в год.
По словам Шкуматова, коалиция общественников уже несколько лет предлагает госорганам изменить сам алгоритм наказания за нарушения ПДД. А именно: полностью освободить от наказаний за негрубые нарушения тех, у кого этих нарушений три или меньше в год. И наоборот, обладатели более 30 административных протоколов в год будут облагаться штрафами по максимальным ставкам.
Ужесточени наказаний может привести, как предсказывает Виктор Травин, к массовому саботажу. «Очень крупные штрафы будут просто неисполнимыми, — полагает эксперт. — Будут регистрировать автомобили на бедных бабушек, будут скрывать свои счета и иными способами уходить от ответа. Голь на выдумки хитра, особенно в России».
Добавим, что, если инспектора ДПС перестанут штрафовать за грязный номерной знак, это станет прямым стимулом держать его постоянно очень, очень грязным. Ведь тогда автомобиль может стать невидимым для камер, а это предотвратит куда более крупные штрафы.