Названы модели автомобилей, которые пользуются в России наибольшим спросом

Рынок приспосабливается к дефициту

Российский авторынок оказался одним из наиболее чувствительных к глобальным переменам и санкциям. Оно и понятно: машину в сумке через границу не перетащишь и без бумаг на учет не поставишь. Пока продажи новых автомобилей пробивают невиданное с 1970-х годов дно, ценностью оказывается практически любая современная техника, а некоторые авто на сайтах объявлений «расхватывают» буквально за минуты. Как устроен авторынок эпохи нового дефицита, выяснял «МК».

Рынок приспосабливается к дефициту

На первичном рынке продажи в мае упали к прошлому году почти на 85% — было продано всего 24,3 тысячи штук. Вторичный рынок не так шокирует: падение на 14,7%, по иномаркам — на 19%. Всего же Минпромторг прогнозирует, что в этом году будет зарегистрировано около 750 тысяч сделок купли-продажи автомобилей, что на 50% меньше, чем в 2021 году. Такую цифру озвучил замдиректора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения министерства Тигран Парсаданян.

Для чиновника, по его словам, это «период пересмотра деятельности и в целом пересмотра инвестиционных реалий в России». Для людей, работающих в отрасли, и просто обладателей автомобилей это не «пересмотр», а полное «до основанья, а затем». За пять месяцев 2022 года было продано 318 тысяч автомобилей, из них 116 764 «нашемарки» — для сравнения, в 2021 году эта цифра была на 52% выше.

В частности, по мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, падение рынка перекроет даже кризис 1998 года, около трети автосалонов вынуждены будут закрыться. Но, поскольку сдаваться без боя никто не собирается, времена наступают интересные, причем для всех.

Импортных автомобилей, кроме китайских марок, в Россию сейчас практически не привозят: одни бренды заявили о приостановке продаж, другие говорят о перебоях с поставками из-за логистики. При этом купить новый автомобиль некоторых японских марок пока что возможно. Менеджеры одного из сетевых автосалонов сообщили корреспонденту «МК», что машины в наличии «в принципе» есть. А вот цена — вопрос индивидуальной договоренности при личном визите в салон, и никак иначе. Причем речь об автомобилях российской сборки (правда, на данный момент она временно приостановлена из-за трудностей с комплектующими).

— Заявки на новую поставку мы собираем, причем ближайшая уже вся забронирована, — рассказал менеджер автосалона, торгующего машинами японской сборки. — Но по срокам и по актуальным ценам сказать сейчас ничего нельзя. В наличии сейчас есть ровно один автомобиль, клиент думает, забирать его или нет. Я могу вас поставить в лист ожидания по нему, и если решение клиента будет отказаться, вы получите возможность приобрести.

Стоимость кроссовера, который, если «звезды сойдутся», можно будет забрать из наличия, — свыше 4 млн рублей. Для сравнения: весной 2021 года аналогичная автомашина обошлась в 2,6 млн рублей. Разница возникла, во-первых, из повышения цен, которое происходило в прошлом и начале этого года несколько раз, а во-вторых, из максимально «продвинутой» комплектации с дилерским допоборудованием, которое потянуло примерно на 1,1 млн рублей.

В салоны сейчас относительно бесперебойно поставляются «уазики», локализованные китайские модели и «Лады». В салонах ждут появления авто в новой, упрощенно-антикризисной комплектации ценой в пределах 700 тысяч рублей, но пока есть и другие модели. Причем они стали несколько дешевле, чем в марте, когда ценники били рекорды. Но подешевело ненамного — по данным агрегаторов объявлений о продаже, отечественные авто сбросили примерно 4% по сравнению с пиковыми ценами (для «Весты», например, это снижение с 1,4 до 1,35 млн рублей за типовую комплектацию). Один из популярных корейских кроссоверов подешевел на 3% относительно рекордной цены в 2,25 млн рублей. А корейская же легковушка отечественной сборки стала дешевле на 14% — но и после подешевения стоит около 1,7 млн рублей. Очевидно, за такие деньги покупать автомобиль класса «такси эконом» россияне просто не готовы.

В этой ситуации спасение для бизнеса в одном — расширяться. А делать это в нынешних условиях, когда параллельный импорт делает автомобили непозволительно дорогими, приходится за счет рынка машин подержанных — или, как их элегантно называют уже двадцать лет, «с пробегом». Именно такие пути развития видят для себя многие дилеры.

— Мы еще в прошлом году начали активно развивать сектор постгарантийного обслуживания, объявили несколько выгодных программ по обслуживанию неновых автомобилей нашей марки, — рассказали «МК» в сервисном отделе дилерского центра японских авто. — Сейчас, конечно, у нас не получится привлечь клиентов ценовым демпингом: стоимость запчастей, соответствующих нашим стандартам, сильно выросла. Но наши преимущества мы видим в высоких стандартах качества и электронной сервисной книжке — следующий владелец вашей машины будет знать ее полную биографию, и это повлияет на цену перепродажи.

Интересно, что этими самыми покупателями настроены быть сами салоны: как сообщили «МК» сразу двое частных специалистов по подбору подержанных машин, дилерские центры стали проявлять активность в закупке автомобилей «своих» марок по частным объявлениям. «Им надо заполнять площадку авто с пробегом, делать план по продажам», — поясняет автоэксперт Алексей Оленев. Их преимущество — статус большой и официальной организации, которой больше доверяют и продавцы, и покупатели. Но за солидность, уверяет подборщик, придется заплатить примерно 10% с каждой стороны. То есть покупают они дешевле, чем частники, а продают дороже.

Спросом пользуется буквально всё, что способно без проблем заводиться и ездить, констатирует Оленев. Однако есть одна категория, объявления по которой «держатся» считаные часы, если не минуты. Это рамные неприхотливые внедорожники, которые покупают не только для себя, но и в помощь фронту. Если в январе бодрый «уазик» на ходу можно было приобрести за 300–400 тысяч рублей, то сейчас это крайне дефицитный товар. Еще одна категория повышенного спроса — старые универсалы, как отечественные, так и иномарки: их покупают для работы люди из строительных бригад.

А вот владельцам «Жигулей»-седанов и другой морально устаревшей, но не полноприводной техники можно успокоиться: специалисты по подержанным автомобилям, опрошенные «МК», уверяют, что спрос на них не растет. Потому что в наше время это товар для энтузиастов — а их число во все времена стабильно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28802 от 14 июня 2022

Заголовок в газете: Все что ездит — в дефиците

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру