На самом деле речь идет о пакете из двух тесно связанных инициатив, внесенном группой депутатов из разных фракций во главе с вице-спикером Ириной Яровой («ЕР»). Перед нами — первый и пока единственный законодательно оформленный продукт деятельности специальной рабочей группы, созданной в конце прошлого года для решения проблемы т.н. «опасного вождения».
В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 12.7, которая обещает водителю, лишенному прав и все равно севшему за руль, штраф в 30 тысяч рублей либо обязательные работы или даже до 15 суток ареста. Сколько бы раз такой гражданин ни попался потом в поле зрения сотрудников ГИБДД — наказание останется таким же, не жестче.
Авторы приводят статистику МВД, которая, по их мнению, наглядно показывает: действующие нормы «девальвируют сам факт судебного решения» о лишении прав, которое принимается, чтобы не допустить к управлению транспортом потенциально опасных граждан. Аварийность по вине лишенных прав растет: в 2019 году суды рассмотрели около 72 тысяч таких дел, в 2020 году — 91 тысячу, а в 2021 году на рассмотрение их поступило больше 102 тысяч. В ДТП с участием лишенных прав водителей погибает каждый десятый пострадавший, ими совершено каждое девятое ДТП, связанное с выездом на полосу встречного движения и т.д. и т.п. С управлением транспортным средством лицами, находящимися в состоянии опьянения и лишенными прав, тоже все неладно: в 2020 г. по сравнению с 2019 г. таких правонарушений стало больше на 11%, и в 2021 г. тенденции к снижению не зафиксировано. «Единственное, что останавливает таких нарушителей, — это ДТП со смертельным исходом», — констатируют депутаты и предлагают попробовать остановить их, не доводя до плохого.
КоАП планируется дополнить новым составом и наказывать за «повторное управление» транспортным средством тех, кто уже лишен прав, штрафом от 50 до 100 тысяч рублей или обязательными работами на срок от 150 до 200 часов. Повторное нарушение — то есть второе, совершенное в течение года после того, как лишенный прав в первый раз попался и был наказан.
Но если гражданин упорствует и попался в третий раз в течение года — можно будет и сухари сушить. В Уголовном кодексе для таких может появиться новая статья: она обещает за «управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством» теми, кто уже в административном порядке наказан за повторную езду без прав, минимум штраф в 150–250 тысяч рублей, а максимум — до года колонии с двухлетним запретом заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности.
Если за руль сел гражданин, лишенный прав и при этом имеющий неснятую судимость за ДТП со смертельным исходом, совершенным в состоянии опьянения, — штраф вырастает до 200–300 тысяч, а срок лишения свободы — до двух лет (плюс три года «запрета на профессию»).
Самое интересное то, что суд, по замыслу депутатов, сможет конфисковать (принудительно изъять в собственность государства) принадлежащий такому нарушителю автомобиль. Конфискацию как новое дополнительное наказание предлагается ввести в том числе и для тех, кто наказан в уголовном порядке за пьяную езду.
Один из членов рабочей группы, Юрий Синельщиков (КПРФ), в разговоре с «МК» назвал предложение ужесточить административную ответственность для лишенных прав «суровым, но правильным». При этом самым действенным способом борьбы с такого рода злостными нарушениями, по его мнению, была бы административная конфискация (КоАП в принципе допускает изъятие орудия совершения или предмета правонарушения), «потому что все такие случаи вызывали бы резонанс».
Но очень часто нарушители ездят не на своих автомобилях. Сработает ли конфискация? Президент Коллегии правовой защиты Виктор Травин, например, уверен, что даже если дело дойдет до уголовного суда, «конфисковать машину можно будет в крайне редком случае». «Время такое, что, покупая машину, не торопятся регистрировать ее на себя, чтобы избежать штрафов. А если машина находится в совместно нажитой в браке собственности у супругов, то как можно отобрать половину того, что принадлежит одному из них? Как можно отобрать машину, которая находится в лизинге, аренде, каршеринге, а таких машин сейчас стало огромное количество?» — сказал он «МК». «Ушли времена, когда владелец боялся передать машину родственнику. Значит, те, кто имеет склонность ездить без прав или в состоянии опьянения, будут переписывать машину на папу, на дедушку или двоюродного брата», — полагает эксперт.