Над новой формулой «налога на роскошь» — точнее, повышающих коэффициентов к транспортному налогу — работают сразу три федеральных ведомства: Минпромторг, Минфин и ФНС. Как сообщили журналистам в Минпромторге, есть решение формировать эти коэффициенты не на основании рыночной цены (где возможны разночтения) — а по данным, которые имеются в ПТС автомобилей. В частности — при расчете этого налога предполагается использовать данные о годе выпуска и мощности автомобиля.
Напомним, нынешняя прогрессивная шкала транспортного налога действует так: автомобили, включенные Минпромторгом в список «от 3 до 5 млн рублей», облагаются налогом с коэффициентом 1,1 в первые три года с момента выпуска; те машины, которые по каталогу министерства стоят от 5 до 10 млн рублей, облагаются по двойной ставке в первые пять лет с момента выпуска. Что касается автомобилей от 10 до 15 млн рублей, то они облагаются налогом по тройной ставке в первые 10 лет с момента выпуска, а стоимостью свыше 15 млн рублей — по тройной ставке в первые 20 лет своей жизни. Такой порядок действует с 2014 года (когда больше 3 млн рублей действительно стоили только автомобили премиум-класса), список ежегодно меняется.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, реформа исчисления налога на роскошь нужна для достижения «справедливости» — а кроме того, добавили в министерстве, речь идет о минимизации конфликтных ситуаций. Дело в том, что ключевой документ при расчете прогрессивного транспортного налога по нынешнему методу — не законодательный акт, а реестр все того же Минпромторга, то есть нечто аналогичное земельному кадастру: условная, установленная в фискальных целях, стоимость автомобилей. При нестабильных ценах на рынке и в условиях высокой инфляции такой метод расчета действительно может стать почвой для конфликтов.
Если механизм налога на роскошь действительно будет изменен, он будет отчасти дублировать нынешнюю систему транспортного налога: он, напомним, прогрессивный в зависимости от мощности автомобиля. В каждом регионе ставки налогов определяются самостоятельно — для примера, в Москве на данный момент автомобили мощностью до 100 л.с. облагаются по ставке 12 рублей за лошадиную силу, от 101 до 125 л.с. — 25 рублей, от 126 до 150 л.с. — 35 рублей, от 151 до 175 л.с. — 45 рублей, от 176 до 200 л.с. — 50 рублей, от 201 до 225 л.с. — 65 рублей, от 226 до 250 л.с. — 75 рублей, свыше 250 л.с. — 150 рублей за лошадиную силу.
Однако по предлагаемым правилам в уравнение вводится еще один параметр — возраст автомобиля. И здесь все зависит от того, ниже или выше станет ставка налога с возрастом машины. «Если, как это делается сейчас, налог на роскошь будет действовать только в течение первых скольких-то лет эксплуатации машины, то это хорошая новость для авторынка, — рассказал «МК» Олег Ильясов, специалист по оценке подержанных авто. — Это значит, что старый премиум — больше 10 лет, например, — будет облагаться налогом соответственно его стоимости, то есть, грубо говоря, «ведро» и налогом будет облагаться как «ведро». Правда, налог на мощность все равно будет взиматься — это уже сейчас многих ограничивает при покупке подержанного премиума. А вот если налог будет с возрастом прогрессировать — тогда беда всему рынку б/у машин. Выбора между новой кредитной малолитражкой и старым люксом больше не будет».
— Может быть, законодатели спят и видят, чтобы убрать с улиц дряхлые гоночные машины и джипы, на которых ездят автохулиганы, — размышляет сотрудник столичного главка ГИБДД. — Но есть нюанс: высокий налог — то, что отпугивает законопослушных водителей. Их на старых мощных авто станет действительно меньше. А вот хулиганы как ездили — с поддельными номерами, кривыми документами и глухой тонировкой, — так и продолжат ездить.
У авторов законопроекта впереди — тонкая настройка: какую мощность считать «роскошной», какой возраст автомобиля считать «пороговым» и в какую сторону. От того, какие установки будут выбраны, зависит фактически вся транспортная политика в отношении личного автотранспорта на ближайшее будущее. Станет понятно: взят курс на вытеснение всего «мощного» автопарка любого возраста с улиц и дорог либо речь идет только о мощности относительно новых машин как о субституте их цены. Или вообще налог на «автороскошь» потихоньку отменяют — потому что в условиях галопирующей инфляции пока что не слишком понятно, какие автомобили являются роскошью, а какие средством передвижения?
Впрочем, по нынешней жизни (в том числе учитывая экологические и транспортные стратегии) — любой автомобиль, кроме разве что утилитарных легковушек и развозных грузовичков, является роскошью и ничем иным. Кто не верит — может заехать на ближайшую АЗС.