Этот закон о гаражах, иногда еще «советских», построенных до декабря 2004 года на выделенном специально для этого участке или на земле гаражного кооператива. Еще одно условие — гараж должен использоваться для хранения автомобиля. Если в постройке ведется предпринимательская деятельность (работает шиномонтаж, мастерская по ремонту автомобилей или расположен магазин запчастей, например), воспользоваться льготой будет нельзя.
Почему взята именно такая дата отсечения — декабрь 2004 года? Дело в том, что именно тогда вступил в силу Градостроительный кодекс, он установил новые правила застройки; документы, на основании которых многие старые гаражи возводились, этим правилам не соответствовали и потому зарегистрированы быть не могли.
Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») в разговоре с «МК» обратил внимание на то, что закон исходит из принципа единого объекта недвижимости, то есть для регистрации земли и гаража надо будет подать лишь одно заявление. И приложить к нему документы.
Какие подойдут?
Если землю выделял орган власти или организация, сгодятся документ о выделении и схема земельного участка. Если их нет, можно представить договор о подключении гаража к электросетям или водопроводу, например, и квитанции об оплате электричества и воды. Подойдет и справка о техническом учете или регистрации гаража в БТИ до 2013 года.
Если же землю выделило общее собрание членов кооператива, придется предъявить документ, который подтверждает право кооператива на данный земельный участок, факт членства в этом кооперативе (членскую книжку) и факт решения общего собрания, а также схему земельного участка и технический план гаража.
Региональные и местные власти смогут потом своими законами уточнить перечень допустимых документов, подтверждающих право на участок и гараж на нем. Но при наличии у гражданина тех бумаг, что перечислены в федеральном законе, никаких дополнительных доказательств требовать будет нельзя — это особо оговорено. Гаражи, признанные судом самовольными постройками, легализовать не удастся.
Регистрировать право собственности в случае положительного решения будут сами органы власти или местного самоуправления, то есть госпошлину платить не придется. Но если хозяин гаража хочет побыстрее, то может подать документы сам.
Наверняка не все владельцы гаражей в кооперативах захотят амнистией воспользоваться — хотя бы потому, что право собственности означает обязанность платить налоги. Зато гараж можно будет легально передать по наследству, продать. А если вдруг власти хотят построить на этой земле дом, дорогу или что другое, то с собственником по крайней мере должны будут как-то договариваться.
Может получиться так, что в кооперативе часть участков и гаражей зарегистрируют, а часть нет. Но никто не вправе ограничивать собственникам и пользователям доступ к их гаражам и закрывать проход или проезд по земле общего пользования или требовать за это плату, говорится в законе.
Кроме того, отдельно прописано внеочередное право инвалидов на использование участка для гаража или стоянки автомобиля «вблизи места проживания». Причем места для стоянки им должны будут предоставлять бесплатно.
Какое количество объектов недвижимости может быть легализовано после вступления «гаражной амнистии» в силу? Никто точно не знает, потому что сейчас их для государства как бы нет. В Госдуме говорили об 1 млн гаражей. Но г-н Крашенинников пояснил «МК», что это данные Росреестра только по 45 субъектам Федерации (всего их 85).