По данным Дептранса, 36 человек погибли в авариях, которые произошли из-за наезда на уже остановившуюся машину. Речь идет о тех, кто уже стоял на месте и разбирался в ДТП — и тут его «зацепил» проезжающий мимо. Чаще всего такие аварии происходят на трассах и магистралях, где больше 4 полос движения в одну сторону и на которых установлен высокий скоростной режим — более 80 км/ч. Также подобные аварии происходят в тоннелях, где пространство для маневра ограничено и автомобилисты вынуждены выходить, чтобы поставить знак, буквально под колеса едущих мимо машин. Включенная мигающая аварийка, к сожалению, помогает не всегда.
В соответствии с действующими правилами дорожного движения в случае аварии водитель должен оставаться на месте, включить аварийную сигнализацию и выставить знак. Запрещено двигать предметы, которые относятся к ДТП. И, к сожалению, нередко именно в это время происходят новые трагедии — вышедшего поставить знак аварийной остановки водителя сбивает другая машина, пролетающая мимо на огромной скорости. Риск особенно велик, если ДТП произошло в левом ряду, где скорость самая высокая.
Есть и еще одна проблема: колейность. Большинству московских водителей она знакома по средней и правым полосам МКАД — дело в том, что большегрузные автомобили, проезжая по дорожному полотну, уплотняют его, формируя колеи. Конечно, они не такие глубокие, как на грунтовых дорогах, но их глубина достаточна, чтобы на большой скорости легковушка начинала «рыскать» из стороны в сторону. Соответственно, естественное желание водителя — обойти ямку и вильнуть влево, где в это время может быть ДТП. Ситуация осложняется тем, что ремонтировать дорогу с колейностью трудно: уплотняется и понижается не только слой асфальта, но и подстилающая «подушка», поэтому выемки так или иначе остаются.
Как отметил в разговоре с корреспондентом «МК» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, в идеальном варианте правила дорожного движения должны предусматривать два сценария оформления ДТП — на скоростной трассе и на обычной городской дороге.
— Нужно понимать: МКАД, ТТК или СВХ ничем не отличаются по степени опасности. Это скоростная трасса. Соответственно, у водителя в разы меньше времени на реагирование на внештатную ситуацию, чем было бы на городской дороге со спокойным движением. Особенно если все это накладывается на плохую погоду, плохую видимость, гололедицу и так далее. Обозначение препятствия — в данном случае аварии — должно быть максимально заметным, — отметил Шкуматов.
По его словам, знака аварийной остановки, который используют сейчас, не всегда хватает — именно поэтому и происходят новые аварии на месте уже случившихся ДТП. Действительно, знак аварийки сегодня не выполняет свою функцию и не информирует других участников движения из-за конструкции, размера и из-за недостаточной отражающей способности. Однако нужно понимать: оставаться на месте до разрешения ситуации требуют ПДД.
— Люди остаются на месте аварии именно потому, что опасаются: их могут из правых сделать виноватыми, документы страховая не примет, компенсацию они не получат. Именно поэтому, согласно ПДД, нужно остановиться, зафиксировать положение транспортных средств и предметов, которые лежат на трассе. Только потом можно уезжать, — добавил эксперт.
Того же мнения придерживаются в столичном Департаменте транспорта.
«Мы считаем, что необходимо предусмотреть случаи, когда водитель может покинуть место ДТП и оформить аварию на обочине, если аварии происходят на магистрали с высоким скоростным режимом. Конкретные предложения в настоящий момент прорабатываются. Проблема очень актуальна. Для ее решения нужно изменить нормативно-правовые акты в части оформления ДТП», — сказано в официальном сообщении ведомства.