«Чума» на НТВ — вся правда о чумовых девяностых

Исполнитель главной роли Сергей Жарков: «В свои 15 лет я схоронил четверых близких мне людей»

С 26 октября на НТВ (с понедельника по четверг) начинается показ грандиозной криминальной саги «Чума» ). Все мы родом из 90-х — лихих, суровых, чумовых — из времени, которое изменило всех. «Однако мы хотели не только воссоздать эпоху, — говорит автор идеи и режиссёр-постановщик Алексей Козлов, — но и ошеломить публику сюжетом, динамикой повествования». Любопытно, что в ходе съемок было уничтожено семь автомобилей, совершено более 5000 выстрелов, взрывов и пиротехнических посадок. Эффектные погони снимались в Петербурге с летающей камеры (квадрокоптера). Мало того — у главных героев почти не было дублеров: «бандит» Александр Устюгов сам выполнял все трюки, а «мента» Жаркова каскадер заменил лишь однажды — в длительном беге по скользким «питерским» крышам. Подробнее о всех рисках на съемках Сергей Жарков рассказал «МК».

Исполнитель главной роли Сергей Жарков: «В свои 15 лет я схоронил четверых близких мне людей»
Фото пресс-службы НТВ

Сюжет набирает обороты от серии к серии, беря «за грудки» с первых пяти минут и не отпуская до конца. Итак, перед нами Россия первой половины 90-х годов XX века. В бандитский Питер, только освободившись из мест заключения, приезжает Михаил Табаков — Табак (Александр Устюгов). Здесь у него — ни друзей, ни родных, ни угла, ни гроша в кармане. Только нож. Но буквально через час после прибытия в «криминальную столицу», Табак становится случайным участником схватки оперативников и валютчиков.

Вступившись за валютчика — Крысу (Игорь Лепихин) — обладателя двух «дипломатов» наличности, Табак наносит удар ножом молодому оперативнику Васе Порошину (Никита Рогов) и вместе с Крысой и его валютой исчезает с места преступления. Таким образом, удачливый налётчик с лёгкостью внедряется в преступную структуру Фомича (Юрий Беляев) и начинает своё восхождение по криминальной лестнице. Алексей Чумов (Сергей Жарков) — оперативник, руководивший операцией по захвату валютчиков, понимает, что гибель его сотрудника и, в целом, неудача операции связаны с участием на стороне бандитов случайной фигуры, «третьей силы», появление которой он, Чумов, спрогнозировать не мог...

— Сергей, вот с точки зрения одного из главных героев: «Чума» — это личностное противоборство двух сильных характеров (Чумы и Табака) или это чистый экшн, погружающий нас в «разгул свободы»?

— В первую очередь, мы хотели показать абсолютно чумовое время — до сих пор понятное всем, но делали это как можно «вкуснее», ведь люди все-таки были бесшабашные, юморные, дела делались как бы шутейно, а в итоге получалась трагедия... Так что мы, артисты несли в кадр больше юмора, потому что 90-е — это фарсово-гротексково-комедийно-трагедийная история, она ярка и многопланова.

— Часто люди, говоря об образе Жеглова в «Месте встречи...», подмечали, что он мало, чем отличается от бандитов — типажи близкие; ваш дуэт с Михаилом Табаковым — бандита и мента — тоже легко можно «поменять местами»?

— Да, конечно. Ну, его особо не переставишь на роль Чумова — он все-таки бандит и человек очень нехороший, а вот Чуму можно легко поставить во главу банды, например. Собственно, это и в сюжете есть — Чума приезжает к преступникам в качестве им подобного... 

...Итак, найти случайного пособника валютчиков становится для Чумы делом профессиональной чести, с чего и начинается противостояние двух основных героев — Чумы и Табака. Табак — дерзкий преступник, черноглазый красавец, который внедрившись в империю Фомича, посягает на устои криминальной империи и даже уводит у Фомича его любовницу Матильду (Екатерина Климова). Фомич когда-то нашел эту красотку на юге страны, привез в Питер и сделал её присутствие в игорном зале одной из «фишек» своего казино. Вопреки воли Фомича между Матильдой и Табаком разгорается любовная страсть. Также стремительно, страстно и порой непредсказуемо развиваются линии и остальных героев, как это и происходило в те чумовые девяностые.

— В сериале, — продолжает Сергей, — занят блестящий актерский ансамбль: Александр Устюгов, Екатерина Климова, «взрослые» актеры — Юрий Викторович Беляев и Борис Васильевич Щербаков, от нахождения в кадре с которыми испытываешь исключительно радость, потому что не надо предпринимать ничего особенного, так как всё льётся само собой. И многие-многие другие... «Центровых» персонажей где-то десять, у остальных — большие эпизоды.

— Много трюков пришлось выполнять без дублеров?

— Ой, трюков там множество и всё мы делали сами. Единственный момент — квадрокоптер снимал заявочную сцену погони (я пытаюсь унести ноги от бандитов) по скользким подмерзшим крышам. Вот там реально можно было свалиться, поэтому бежал дублер. Остальное исполнил сам. Например, я шел на взрыв и меня валит взрывной волной: прежде подготовились, чтобы это было безопасно.

— Сегодня это в практике «суперменов» — всё в кадре делать самим?

— Если владеешь этим, если ты подготовлен — тогда да. На репетиции режиссер показывает: сможете сделать так, как надо мне — исполняйте, а нет — пусть работает каскадер. Но все мои друзья, снимающиеся в подобных историях, всё делают сами. Ведь это смотрится на экране выигрышнее, камеру можно ракурснее поставить, не надо лицо прятать. Такой эпизод был. Меня бандиты закрыли в кольце — в питерском дворике-колодце. И вот они (а их много!) стоят и стреляют из автоматов и пистолетов. У меня же только пистолет с запасной обоймой. Я его весь отстрелял, пару человек положил, но ясно, что единственный выход — бежать. В двор въезжает мой спаситель-напарник на авто, я бросаюсь за руль. А съемочная группа выстроила декорацию — как будто кто-то съезжает с квартиры: вынесли столы, стулья, телевизоры, и все это как обычно в куче стоит. Большая гора хлама. И вот — снимали с разных камер — я на огромной скорости врезаюсь в этот хлам, за которым оказываются старые «жигули» (выставленные специально «на убой»). И вот тараню еще и «жигули» и на своей разбитой «ауди» все-таки спасаюсь...

— Сняли с первого дубля?

— В том-то и дело, что было четыре дубля. И на последнем у моей старой «ауди» 80-х годов неожиданно отказали тормоза и рулевая рейка. И я врезаюсь в поребрик. Слава богу, что никто не пострадал. Но было весьма «нервительно».

— Вы еще раз прожили во время съемок «лихие 90-е»: чем эти годы были для вас? Страшная романтика?

— Есть такая цитата из фильма, говорит друг Чумы – Алдан (Всеволод Цурило): «Государство теперь - это лес. Вот идешь ты по лесу, и что нашёл - то твоё. А если увидел конкурента – бери пистолет и стреляй ему в голову». Вот мораль того времени. Вам в 90-е сколько было?

— Сколько и вам.

— Значит, 15 лет. Так вот за один 15-й год своей жизни я похоронил четверых человек — троих одноклассников и одного друга из двора. И слава богу, что я в свои 18-ть очутился в театральном институте. И с этого момента началась совершенно иная история — я перестал быть возможным героем вот этого самого сериала. А если бы, например, я не поступил, то, наверное, меня бы уже и не было в живых. Потому что рос я в криминальном на тот момент районе Отрадное, и там было много всяких некрасивых вещей...

— Что ж, эти сильные переживания теперь вернутся к нам в виде художественного образа...

— Фильм снят очень тщательно: для съемок картины было куплено две старых «копейки», две «Волги» для оперативников, 600-й мерседес (Фомич на нем ездил), бмв, опель, ауди тех лет... и все они, в основном, пришли в негодность. Было напечатано 2 000 000 фальшивых долларов и почти 100 000 000 рублей 90-х годов (там же менялись деньги). Правдоподобность в кадре — первый принцип, и работа реквизиторов, художников и гримеров — это высший пилотаж профессионализма. Так что приглашаем всех к просмотру с понедельника по четверг в 21.30!

Ян Смирницкий

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру