Иван Носков пришел седьмым. Это его третий выход в жизни на дистанцию «не для всех». Здесь только отчаянные, только уверенные в том, что человек может все.
— У меня двойственное чувство сейчас, — скажет Иван, и было видно, что он еще не решил: то ли радоваться, то ли переживать. — С одной стороны, установил личный рекорд, а с другой — остался без медали. Очень хотелось выиграть награду, но, быть может, в следующий раз? Это всего мой третий старт на такой дистанции. А раньше я вообще занимался лыжами, потом биатлоном…
Когда «серебряного» Рыжова спросили, где же были его первые хождения на 50 километров, он не скрывал: «На пару с Иваном Носковым еле-еле дошли до финишной черты на этапе Кубка мира в Саранске. Туго пришлось. Затем на этапе Кубка Европы взял «серебро».
Миша и Ваня в этот московский день проснулись в 5.30, за полчаса до будильника. «Полтинникам» — так называют ходоков на этой дистанции — надо было еще поесть кашу. Не на прогулку, чай, собирались, натощак дорогу не осилить. В 8.30 пошли, и секундомер зарядился работать на ходоков часа этак четыре. Победитель показал 3:37:56, на минуту позже пришел Миша, еще через несколько — Иван.
— Мы сделали все что могли, выступая практически молодежным составом. Две золотые и две серебряные медали ходоков — это очень здорово, — тренер Виктор Чегин прорвал наконец-то молчаливую сессию чемпионата и позволил себе комментарий. — Миша — обычный парень из мордовской деревни. Думаю, из него получится очень хороший ходок на 50 км. (А мы-то думали, что медаль чемпионата уже дает право называться хорошим ходоком! Ходоки не просто максималисты, они вообще за гранью нашего понимания. — И.С.) Устал ли лично я стоять здесь, на питательном пункте, все часы соревнований? А у нас так заведено. Не будет меня, встанет другой. У нас незаменимых людей не бывает — только неповторимые.
Вот эти слова я бы лично повесила на каждой спортивной базе страны!
— Вы же видите, что в техническом плане наши спортсмены отличаются от других. И красотой движения, и скоростью. Сейчас ходьба охватывает весь мир, особенно бурно она развивается в Южной Америке, поднимаются азиатские страны — Япония, Корея, не говоря уже о Китае. Немножко сдали европейцы, но Россия ведь тоже Европа. Да и в Москве только что победил ирландец Роберт Хеффернан. Он не новичок, в прошлом году на Олимпиаде был четвертым. Я бы не сказал, что те спортсмены, которые выступали за нашу сборную в Москве, — это костяк сборной в Рио. К следующей Олимпиаде может все поменяться, и поедут совершенно другие люди, те, которые сейчас отдыхают. Мы просто обкатываем молодежь.
Так и хочется добавить: и просто мы работаем волшебниками. Хотя это не про ходоков. Про них только первая часть: просто мы работаем.
— Последняя «десятка» дистанции далась очень тяжело, после 40-го километра почувствовал, что не смогу поддержать темп, предложенный лидером, а после 45-го километра понял, что не смогу его достать, — Миша Рыжов готов был прямо по горячим следам анализировать дистанцию. — К этому времени температура воздуха повысилась, а из-за влажности стало душно. Знаете, а болельщики наши — молодцы! Так хорошо поддерживали… Давно уже дома не был. В Москве за меня болела моя тетя, которая здесь живет, и моя девушка — чемпионка мира среди юниоров Катя Медведева. Ну да, так и ходим вместе, нормально. Сейчас очень хочется отдохнуть. Сколько? На восстановление потребуется как минимум три недели. А «серебро» для меня — не проигрыш, а победа. Это ведь первая серьезная медаль, и потом, я установил личный рекорд.