Меняем отстой на постой

Водителей грузовиков на бензоколонках ждут комфорт и уют

Час икс приближается, но на дорогах ничего не меняется. Осенью прошлого года, когда новый мэр Москвы объявил войну пробкам, в числе прочих под раздачу попали грузовики. Предполагалось, что в 2011 году большегрузным автомобилям запретят въезжать в мегаполис в дневные часы. Ездить в Москве им разрешат по ночам, начиная с 22 часов вечера, а до этого времени грузовой транспорт должен стоять на приколе в специально организованных для этого на территории Подмосковья отстойниках. Дата введения запрета не разглашалась, однако на другой стороне МКАД в авральном порядке стали готовить стоянки. К середине апреля — кровь из носу — вдоль федеральных трасс требовалось открыть 20 стоянок и еще 40 — через полгода. Проект стартовал в декабре. Зима, конечно, не лучшее время для стройки, однако иностранные инвесторы, на деньги которых решалась задача, были настроены по-боевому. “МК” даже опубликовал адреса строящихся стоянок. Настала весна, запрет пока не введен.

Водителей грузовиков на бензоколонках ждут комфорт и уют

— А как там отстойники? Строятся ли они? — с этим вопросом “МК” обратился к заместителю председателя правительства Подмосковья Николаю Павловичу ПИЩЕВУ — куратору “стояночного” проекта.

— Действительно, в течение этого года мы планировали построить 60 стоянок для грузовиков общей емкостью 6 тысяч машино-мест. При этом первая очередь перехватывающих парковок для большегрузов должна была войти в строй к середине апреля, вторая очередь — осенью. Однако я должен признаться: работы идут не так, как планировалось. Здесь много причин.

фото: Ольга Власова

Прежде всего мы столкнулись со сложностями землеотвода. Большинство участков вдоль федеральных трасс, которые в предварительном порядке подобрали инвесторы и застройщики, являются частными. Собственники, естественно, захотели получить за них максимальную компенсацию. Инвесторы, наоборот, — выкупить землю как можно дешевле.

В начале было подобрано более сотни потенциальных площадок, удобных со всех точек зрения, как-то: близость к трассам, удаленность от населенных пунктов, возможность подвода коммуникаций, однако 80 процентов заявок были отклонены архитекторами. Согласно Генплану участки зарезервированы под другие объекты, инфраструктуру.

Вторая проблема возникла на стадии согласования с Росавтодором строительства съездов и выездов на федеральные трассы. Понятно, они должны быть у каждой стоянки. Однако по нормам, по-моему, на каждые пять километров дороги должно приходиться не больше одного примыкания. В действительности их больше, что снижает пропускную способность шоссе. Сейчас Минтранс и Росавтодор принимают жесткие меры по закрытию, сокращению съездов. Получить разрешение на строительство новых в этих условиях достаточно сложно.

— Выходит, проект, который провозгласили приоритетным и стали раскручивать ударными темпами, уперся в бюрократические преграды?

— Я бы так не сказал, но подходы к развертыванию стоянок пришлось скорректировать. В итоге мы сделали акцент на использование уже имеющихся возможностей, а не на поиск новых. Прежде всего на расширение, модернизацию действующих стоянок для дальнобойщиков. Их в области 27, они рассчитаны на 1700 машино-мест. В большинстве своем они примитивны, но в то же время на трассах успешно функционируют 10 вполне цивилизованных стояночных комплексов с гостиницами, кафе, налаженной системой охраны грузов и транспорта. Поэтому решение приняли такое: заняться в первую очередь вот этими уже работающими парковками, чтобы увеличить их емкость, поднять там сервис до современного уровня. В итоге область получит 2600 парковочных мест на таких загруженных трассах, как “Беларусь”, “Украина”, “Дон”, “Волга”, “Урал”.

— Но этого недостаточно.

— Есть и другие резервы. Например, логистические парки и терминалы. 65 из них готовы принять 2640 машин. К тому же сейчас к программе строительства стоянок активно подтягиваются собственники АЗС, чьи заправки расположены на основных магистралях. Речь идет в основном о сети фирменных АЗС, которые уже сейчас представляют собой современные пункты придорожного сервиса, где практически в каждом можно найти небольшой магазин, кафетерий, технический пост, туалеты и прочее. Включение бензозаправок в программу развертывания парковок даст области еще 1160 машино-мест. Самое ценное в этом участии то, что при бензоколонках можно обустроить стоянки на самых “тяжелых” шоссе, то есть на магистралях с интенсивными грузопотоками. В частности, на Ленинградке можно сделать 400 парковочных мест, на Симферопольском шоссе — 300, на Новорижском, Рязанском, Волгоградском, Малом московском кольце —100 и так далее.

В то же время работа по организации автостоянок, строящихся “с нуля”, не останавливается. Да, эту часть общей программы на себя взвалили инвесторы и частные застройщики. На сегодняшний день в работе у них находится 20 участков из числа отобранных в декабре. По 16 из них проведено предварительное согласование с Росавтодором по вопросам оборудования примыканий к федеральным магистралям (за исключением трасс “Беларусь” и “Дон”). Для подготовки к строительству по 3 площадкам проведено межевание, по 6 оформляются документы на выкуп земель, по 3 участкам уточняются цены и пр. Замечу, что это только бумажная предварительная фаза работ.

фото: Наталия Губернаторова

Но, даже несмотря на известное торможение и корректировку программы в Московской области, на сегодняшний день можно пристроить на дневную парковку порядка 5 тысяч единиц транспорта.

— Скажите, постой там будет бесплатным?

— Нет. Поскольку строительством и оборудованием отстойников занимается частный бизнес, плата будет взиматься. Правда, цены там обещают доступные, об этом мы договариваемся заранее. Скажем, 200 рублей за стоянку и охрану грузовика. Сколько будут стоить гостиничные услуги, питание в столовой — не знаю. Но я думаю, что спрос на такие услуги автоматически отрегулирует цены на них.

— Допустим, водилы в отстойники не пойдут и встанут колоннами на обочинах. Что тогда?

— Если запрет на въезд в мегаполис все же введут, то такого количества ожидающих часа икс большегрузов не выдержат никакие обочины. А также местное население и экология. И тогда сотрудники ГИБДД будут вынуждены ввести необходимые ограничения, запретив на обочинах таборы. Впрочем, упор все же делается не на административные меры, а на человеческий фактор. Что, соблазнившись нормальными бытовыми условиями, водители сами поедут занимать места на стоянках. Все лучше, чем спать в кабине и бояться разбойников.

— На презентации типового проекта стоянки для дальнобойщиков им сулили горы золотые: баню-сауну, спутниковое телевидение и чуть ли не вертолетную площадку.

— Вертолетные площадки теперь, скорее всего, не пройдут. Хотя изначально такой вариант допускался. Но на гостинице, столовой, ремонтной мастерской, автомойке, магазине, медпункте мы продолжаем настаивать. Весь этот набор обязательно должен присутствовать на каждой стоянке. Так же, как хорошее асфальтовое покрытие, крепкий забор и ответственная охрана. Еще хотелось бы, чтобы стоянки не были похожи одна на другую, чтобы они отличались по своему архитектурному облику. А то ведь из модулей понастроят такое... Еще на стоянках должны появиться метеорологические посты, которые будут выдавать автомобилистам прогноз погоды и сводку о ситуации на дорогах: предупреждение о гололедице, шквале, тумане. Плюс ко всему должна присутствовать система оповещения о наличии свободных мест на ближайших стоянках, чтобы водитель был сориентирован и не метался бы в поисках крыши над головой. И самое главное — мы планируем включить сеть стоянок в глобальную систему управления движением автотранспорта на территории всего столичного региона. Для этого будут составлены графики выезда большегрузов с перехватывающих парковок, машины будут выпускать на дороги с таким интервалом, чтобы они не создавали заторы и гонки при пересечении МКАД, чтобы грузовики, выехавшие с близлежащих к столице стоянок, вошли в черту города ровно в назначенный час.

— Вы анализировали грузовой трафик на территории области?

— Разумеется. Как только в мэрии города зашла речь о возможном ограничении передвижений грузовиков, силами области на федеральных дорогах был проведен мониторинг. Мы подсчитали, что каждые сутки по Подмосковью колесят 200 тысяч грузовиков. Сто тысяч туда, сто тысяч — обратно. При этом львиная доля грузовиков имеет столичные и подмосковные номера. Это наш местный, домашний транспорт. Около 40 тысяч грузовиков ежедневно въезжают в черту города и покидают ее. Однако иногородних машин, везущих грузы из регионов, из ближнего и дальнего зарубежья, в Москве не так уж и много. По оценкам, общая потребность в стоянках для большегрузов, обслуживающих Москву, равна 10 тысячам мест. Но, учитывая “естественную миграцию” автомобилей, для обеспечения запрета на въезд в черту города будет вполне достаточно 6 тысяч машино-мест.

— Но если запрет не введут?

— Не стоит гадать. Не будет запрета — область не проиграет, она при любом раскладе получит сеть придорожных мотелей современного уровня, в которых начнут останавливаться туристы.

— А дальнобойщики?

— Им там понравится тоже.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру