Если для России в целом наказания ужесточаются кратно, то для Москвы и Санкт-Петербурга — многократно. Например, нарушение правил остановки или стоянки обойдется нарушителю в столицах в 2,5 тыс. руб., а на остальной территории — в 300 (сейчас — 100). Для тех, кто занимает выделенную для общественного транспорта полосу, впервые предусмотрено особое наказание: 1500 руб. — по стране и 3000 — в столицах.
Платить со “столичной” наценкой придется и за остановку или стоянку там, где это запрещает знак (3000 вместо 1500 по стране), и за стоянку или остановку на пешеходном переходе и в 5 метрах от него (3000 вместо 1000 рублей, сейчас — 300). А также за парковку на остановке общественного транспорта или в 15 метрах от нее: 3000 вместо 1000 рублей (сейчас — 300). Нарушение правил движения в жилых зонах, то есть во дворах, тоже признано в Москве и Петербурге особо опасным преступлением: по России наказание за это поднято с 500 до 1500 рублей, а в столицах — до 3000.
От намерения возложить на нарушителя ПДД расходы по эвакуации автомобиля и содержанию его на штрафстоянке авторы не отказались: самому нарушителю позволено лишь требовать возврата потраченных средств, если суд его виновным не признает.
Впервые в КоАП и других законах появятся специальные статьи “про такси”. Чтобы иметь право перевозить на легковых машинах пассажиров и грузы, нужно будет получить спецразрешение местных властей — на 5 лет. По требованию пассажира оно должно предъявляться незамедлительно, а выдавший бумагу орган обязан размещать в Интернете сведения о всех легальных извозчиках.
“МК” попросил прокомментировать все эти нововведения одного из авторов проекта — главу Комитета по конституционному законодательству Владимира ПЛИГИНА (“ЕР”):
— Действительно, по ряду статей мы предлагаем установить дифференцированный подход к применению норм КоАП в городах федерального значения и других субъектах Федерации. Речь не идет о выделении в отдельную категорию граждан, проживающих в столицах. Речь идет о любом лице, которое совершает правонарушение на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Такая практика существует во многих странах мира, причем есть места, где разные наказания действуют в разных районах одного и того же города. Никакой дискриминации и покушения на Конституцию я в этом не вижу. Очевидно, что общественная вредность и опасность одних и тех же нарушений может отличаться в зависимости от того, где они совершаются, и уже сейчас отдельные нормы КоАП это учитывают. Мы рассчитываем, что все это поможет повысить безопасность дорожного движения. Но прекрасно понимаем, что без содействия общества введение даже самой жесткой ответственности не даст результата.
Хочется отметить, что закон в целом вступит в силу через 10 дней после опубликования. Но “столичные” штрафы будут введены лишь с 1 июля 2012 года, новые правила эвакуации — с 1 сентября 2011 года, а отдельные предложения по организации работы легкового такси — с 2015 года.