Министру ищут запасной аэродром

Экологи ополчились против Игоря Левитина

Пожалуй, впервые за последнее время имя главы Минтранса РФ Игоря Левитина упоминается аналитиками вне связи с очередным скандалом. Забыв на время про недавний транспортный коллапс, баталии вокруг Химкинского леса и проблемы дорожной отрасли, политологи обсуждают новый поворот в карьере министра. По некоторым данным, именно Левитин может сменить Бориса Громова на посту губернатора Подмосковья. Правда, даже у лояльных к министру экспертов возникают сомнения относительно готовности федерального центра отдать столь важный регион.

Экологи ополчились против Игоря Левитина

Подготовка к выборам главы государства всегда начинается с масштабных чисток в ключевых министерствах и ведомствах. А потому, не дожидаясь прогнозируемых оргвыводов, уже сейчас целый ряд высших федеральных чиновников спешно готовит себе запасные аэродромы. Дальше всех в решении проблемы предвыборного трудоустройства продвинулся глава Минтранса РФ Игорь Левитин. Вектор своей будущей карьеры он, похоже, обозначил еще прошлой осенью, когда было принято решение о создании Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области. Полномочия нынешнего губернатора Подмосковья заканчиваются в мае 2012 года. И если они не будут продлены, “отступление за МКАД” министра, столь бурно участвующего в урегулировании хозяйственных проблем Московской области, представляется делом вполне возможным.

Как отнеслись к этому предположению в самом Минтрансе, пока неизвестно. Если инициатива перевода Игоря Левитина в разряд “регионалов” будет исходить от Администрации президента, то такие инициативы в чиновничьей среде обсуждать не принято. Зато жители Московской области встретили новость о вероятном назначении Левитина без восторга. Но прежде всего против Левитина ополчились экологи. Как считает лидер защитников подмосковных лесов Евгения Чирикова, процесс “освоения” области министр начал задолго до нынешних карьерных неурядиц, сославшись на доклад международной неправительственной организации “Transparency International”, в котором говорится о том, что “за строительством коммерческой автострады Москва — Петербург может скрываться интерес министра транспорта Левитина”. По данным экологов, Минтранс имело отношение к финансовым операциям вокруг проекта строительства трассы Москва — Санкт-Петербург. На сайте движения “Экооборона” наглядно представлена схема использования бюджетных средств при непосредственном участии ведомства Игоря Левитина.

Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский также считает, что с возможным приходом Левитина на губернаторский пост никакого прорыва в транспортной сфере Подмосковья ждать не следует. “На посту министра транспорта Левитин не проявил себя как кардинальный и успешный реформатор транспортной сферы”, — полагает эксперт. Тем временем, как отмечают некоторые коллеги Белковского, эти соображения вряд ли можно считать определяющими.

Конечно, власть смогла бы пожертвовать министром с такой неоднозначной репутацией. Только за прошлый год, по подсчетам экспертов, его имя было связано с более чем 25 резонансными скандалами, включая транспортный коллапс на Ленинградке, инцидентом с “танцующим мостом” в Волгограде, митингами моряков на Дальнем Востоке, скандалом вокруг строительства трассы через Химкинский лес, предновогодними проблемами в столичных аэропортах.

Но до недавнего времени вариант показательной отставки Левитина в рамках предвыборной кампании борьбы с неэффективными министрами представляется маловероятным. Глава Минтранса пользуется расположением влиятельных федеральных финансово-промышленных групп, которые реализуют в Московской области серьезные, но спорные проекты. В частности, по данным “Эха Москвы” со ссылкой на Евгению Чирикову, “Компания “Н-Транс”, которая будет строить трассу “Москва—Петербург, это компания, в которой до назначения министром работал Игорь Левитин. Раньше фирма называлась “Северстальтранс”. Именно по этой причине 15 марта экологи пикетировали здание Министерства транспорта России с требованием отставки главы ведомства.

Сегодня аппаратные позиции министра заметно ослабли. А потому претензии по качеству и объему строительства дорог, по уровню безопасности объектов транспортной инфраструктуры зазвучали на самом высоком уровне. Как отмечают некоторые аналитики, Игорь Левитин сейчас находится именно в той стадии чиновничьего созревания, когда его удобнее всего сорвать с насиженной ветки. Еще полгода назад отставка министра привела бы к сходу настоящей лавины компромата на федеральный центр, как в случае с бывшим первым вице-премьером Михаилом Полтораниным, который в ноябре 2010 года разразился мемуарами “Власть в тротиловом эквиваленте”. К чему это может привести, можно понять на примере бывшего главы Минатома Евгения Адамова, который в свое время был арестован по обвинению в хищении около 10 млн. долларов, предназначенных для усиления безопасности российских атомных объектов.

Может быть, при таких обстоятельствах лучшим вариантом будет отправиться в почетную “ссылку”, повторив, например, путь экс-главы Минздравсоцразвития РФ, ныне посла на Украине Михаила Зурабова? К тому же в России есть такие регионы, как Восточная Сибирь, Камчатка и Магадан, где можно в полной мере задействовать полученные навыки организации работ, к примеру, в сфере дорожного строительства. Правда, будут ли рады жители такому гостю? Ведь назначение столь непопулярного чиновника губернатором региона может серьезно повлиять на ход предвыборной кампании в Госдуму и на пост главы государства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру