Колокольчики с акцентом

Сенсация тут случилась в Москве на прошлой неделе

Закрыли среднюю школу №874 за профнепригодность. Мэр Собянин назвал этот случай “чрезвычайным”. А по-моему, закономерный случай. Разве что не для Москвы…

Сенсация тут случилась в Москве на прошлой неделе

тестовый баннер под заглавное изображение

В Москве ничего непоправимого не произошло. Негодную 874-ю школу объединили с годной 97-й, несколько человек потеряли работу, но дети в итоге не пострадали. А теперь представьте такую же среднюю школу, но не в столице, а в каком-нибудь поселке за Уральским хребтом, тысяч на пять населения. Это примерно 300 учеников. И в радиусе десяти километров других школ нет — ни хороших, ни плохих. Как вы думаете, грозит этой школе отказ в аккредитации? Закроют ее из-за низкого качества образования? Нет. Потому что объединять ее не с кем, и в случае закрытия три сотни детей останутся неучами. А это уже будет настоящий всероссийский скандал, и ни один даже самый честный чиновник на такие крутые меры не пойдет.

Я говорю сейчас о конкретной сельской школе, но назвать ее не могу, потому что человеку, который мне всё это рассказал, в этой деревне еще жить. А рассказал он вот что:

— Летом уволилась у нас англичанка, ну, эта, Мерзликина, которая английский язык преподавала. Ну уволилась и уволилась, не жалко, конфликтная девка была. Месяц английского нет, другой. Уже дети интересуются, когда занятия по английскому начнутся. Учителя отвечают: “Ищем!” А дети ропщут: “Небось опять какую-нибудь Зульфию найдете?” А почему Зульфию? А это отдельная история.

Лет пять назад освободилась у нас вакансия директора школы. Кандидатов было двое — математичка из старых большевиков Нина Даниловна и Райка-апайка, которая биологию преподавала. Апайка — это татарка значит. Нина Даниловна нам тогда казалась сталинским монстром, а Райка — молодая, талантливая, плясала хорошо, пела, всякие мероприятия организовывала. Ну и проголосовали мы за нее. Районо Райку и утвердил.

Мы поначалу радовались, не знали еще, какую свинью нам эта Райка подложит. А Райка, утвердившись, начала русских учителей увольнять, всю старую гвардию. Не то чтоб она их выживала, но как-то особо за них не держалась. Поругается с кем-то раз-другой, человек в сердцах заявление на стол кинет, думает, что его уговаривать начнут, а Райке того и надо, с ходу заявление подписывает.

И вот спустя пять лет смотрим и видим, что все учителя в нашей школе нерусские. Татары, башкиры, да еще беженцы отовсюду — узбеки всякие из Оша. Вроде бы у всех образование высшее, педагогическое, а на учителей непохожи. Бомжи какие-то, а не учителя. Саид-физик в сарайчике вместе с женой живет, Гульнара-математичка в общежитии с ребятишками. Получают по шесть тысяч рублей. Я вот и думаю: может, зря я на Райку грешу, может, она не из шовинизма своих в школу набрала, а просто другие на эту работу не идут?

Когда мы в семидесятых после института в школу пришли, нам и квартиры сразу дали, и зарплаты были, хоть и небольшие, но… сопоставимые, что ли? 100—150 рублей. Я тогда девчонкой была, 23 года, а уже свой авторитет имела. Если кто не успевает или прогуливает, могла прийти к нему домой, с родителями поговорить. Слушали с уважением, обещали исправиться. А попробуй сейчас Саид-физик к родителям заявиться с претензиями, его и на порог не пустят, да и не пойдет он, забитый, права качать.

Все у нас тут перемешалось. Таджичка квартиру мне ремонтировала, смотрю, она как-то неуверенно шпатель держит. Спрашиваю ее: ты, голубушка, училась где этому ремеслу, может, ПТУ какое заканчивала? А она и отвечает: я, говорит, как и вы, учительница по профессии — черчение и рисование в Фергане преподавала.

Да дело даже не в национальностях. А в том, что знания как таковые особо никому не нужны. Нет в них никакого престижа. Дети мечтают не в вуз поступить, а в “Дом-2” попасть. А раз в знаниях смысла нет, значит, и учитель уважением не пользуется. Лучше уж шпателем работать, чем мелом по доске водить. Учитель у нас в деревне сейчас на уровне гастарбайтера. Причем самого недотепы. Которому торговать не доверили или на стройку не приняли.

И что самое страшное — учителей не только родители не уважают, но и сами дети. Одно за другим тянется. А попробуй-ка научить того, кто тебя ни во что не ставит. Поговорку эту пошлую кто придумал, голову ему оторвать: “Если ты такой умный, то почему такой бедный”. И что на это ответит Саид, будь он хоть Эйнштейном?

А если кому диплом нужен, то худо-бедно он его и так получит. Чего далеко ходить. Внук у меня в университете учится, завалил геометрию. Ну это нормально, я-то его знаю: он и по геометрии, и по математике, и по физике ни в зуб ногой. А через две недели пересдал на “четверку”. Вот я и думаю: либо внук мой вдруг поумнел, либо мой зять денег преподавателю занес.

Платное образование — это, конечно, хорошо. И для учителей в первую очередь. Вроде как оценили наш труд, платить теперь надо за знания. Только на практике получается, что за деньги не знания, а отметки покупают. А те, кому действительно учиться надо, те, у кого талант есть, у них почему-то никогда денег не водится. Такая вот закономерность. Девочка у меня была, на всех олимпиадах побеждала, умница, ни одной “тройки”. Стоит теперь на рынке, штанами торгует. Ты, спрашиваю, почему здесь? Почему не в институте? Улыбается, младшего брата, отвечает, решили выучить, на меня денег не хватило.

Да, кстати, англичанку новую нашли. Не Зульфию, правда, — Танзилю. Диплом, аттестация, всё честь по чести. А тут под Новый год смотр в школе устроили. Художественной самодеятельности. Дети под руководством Танзили песню английскую выучили. Ну, эту, новогоднюю “Jingle Bells” — “Колокольчики”. И что ты думаешь? Стоят русские детишки, поют вроде на английском, а такое ощущение, что на татарском поют. Такой сильный акцент, что даже язык заглушает. Музыка английская, слова вроде тоже, а песня не складывается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру