Не успело начаться столетие, как случился тихий праздник столичных водителей. С формулировкой “за непрофессионализм” со службы был выгнан начальник ГАИ Москвы генерал-майор Архипкин. Музыка играла недолго, его сменщик генерал Казанцев не оправдал наших надежд (хамство столичных автоинспекторов, многочасовые пробки в МРЭО стали визитной карточкой московской ГИБДД), он покинул пост по собственному желанию летом 2010 г.
Весной 2000 года заведено дело о банкротстве завода “Москвич”. Но скончалось предприятие через год, остановив конвейер и распродав товарные остатки машин в 2001 году. Столичные власти не стали разбираться с его последним директором, господином Асатряном. Человеком, который и развалил славное предприятие и во многом уникальный коллектив.
Одним из серьезных событий века и десятилетия стал новый КоАП РФ (введен в действие 1 июля 2002 г.). Предшествовавший ему кодекс советского периода вошел в жизнь строителей коммунизма (в 1984 году) тихим постановлением Верховного Совета РСФСР. А новый кодекс колотил дискуссией всю страну задолго до введения в действие и тем обозначил чрезвычайно важную тенденцию — автомобилизация перешла от обладания к осмыслению. Люди потихоньку приступили к борьбе за свои права.
В начале десятилетия покинул пост начальника ГАИ России генерал-лейтенант Владимир Федоров (1992—2002), лично придумавший труднопроизносимую аббревиатуру ГИБДД, человек, при котором структура получила прозвище “придорожная милиция”. В это время невиданно расплодились спецталоны, спецпропуска, спецмашины и мигалки. А также появились синие номера на “Бентли”, “Роллс-Ройсах” и “Майбахах”.
В 2002-м на нас обрушился новый налог — ОСАГО. Вляпавшись в подать, мы вроде бы приблизились к Европе, но ничего похожего на страховые услуги европейского уровня так и не получили.
В 2003-м МВД предложило исключить из Уголовного кодекса ст. 166 “Угон” и оставить только ст. 158 “Кража”, чтобы вообще никто не садился в тюрьму. Не получилось. Хотя попытки перестать наказывать за угон предпринимаются до сих пор.
Продажи новых автомобилей в России: |
||
Российские | Иностранные | |
2000 | 988 143 | 45 924 |
2001 | 1 014 756 | 80 000 |
2002 | 979 954 | 110 000 |
2003 | 1 010 522 | 195 000 |
2004 | 810 000 | 407 980 |
2005 | 860 000 | 606 692 |
2006 | 738 400 | 1 019 629 |
2007 | 749 500 | 1 645 130 |
2008 | 687 600 | 2 897 459 |
2009 | 597 000 | 1 465 917 |
В 2004-м Юрий Лужков впервые попробовал ввести налог на шипованную резину, сделал географическое открытие — “В Европе на шипах не ездят” — и тем самым выкинул за пределы континента Финляндию, Норвегию и Швецию.
В 2004 году президент Путин прилетел на вертолете и первый раз торжественно открыл сквозное движение по недостроенной трассе “Амур”, хотя на тот момент от этого места в любую сторону было еще по 1000 км бездорожья.
В 2005 году случилась Федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах”. До нее мы гибли в недозволенном количестве — 34 500 человек в год. Было принято решение снизить смертность в полтора раза в обмен на 2 миллиарда целевых долларов в руки ГАИ. Придорожные управились быстрей и в конце 2010-го отчитались о блестящем снижении, не уточнив подробностей.
В 2009-м для милиции придумали административный регламент (с 1 сентября 2009-го), заменивший Наставление по ДПС, то есть документ, от которого милиционеры вроде бы должны стать умнее и лучше. В сентябре 2010-го случился техрегламент о безопасности колесных транспортных средств, от которого лучше и безопасней должны стать все автомобили страны. Оба документа цели не достигли.
И все это десятилетие у нас рос автомобильный рынок. И хотя статистика до сих пор редактируется задним числом и пестрит противоречиями, в 2000 году в России было продано 45 924 иномарки, в 2006-м уже 1 019 629, а в наилучшем 2008-м страна установила рекорд потребления. Мы купили себе 2 897 459 автомобилей иностранных марок.
А еще под занавес десятилетия мы вроде бы придумали себе водительское удостоверение нового образца, расширив список категорий, отказались от хорошего бензина, оставив Аи-92, и получили закон, разрешающий сделать платными любые дороги, улицы и дворы.
Темная полоса, как на дорожной зебре, должна смениться светлой. Давайте пожелаем сами себе и друг другу, чтобы в следующем десятилетии наступило наконец просветление.