Автор законопроекта “О регистрации транспортных средств в РФ”, глава думского Комитета по транспорту Сергей Шишкарев (“ЕР”) полагает, что необходимо дать гражданам выбор: или регистрироваться в госоргане, или в аккредитованной (то есть получившей специальное разрешение государства) организации. Ими, говорится в проекте, могут стать только центры обязательного техосмотра или торгующие транспортными средствами организации. Данные о них внесут в специальный реестр. Причем после подачи заявления на регистрацию и уплаты пошлины владелец авто должен получить документы и номера не позднее чем через 3 часа. Исключение (продление срока регистрации до 30 дней) может быть сделано на основании мотивированного решения.
Аккредитованная организация получит право на внесение сведений о регистрации в централизованную информсистему о владельцах автомобилей и возможность получать (или сама изготавливать — еще неясно) номера на автомобили. “Никакого участия сотрудников ГИБДД в работе аккредитованных организаций законопроект не предполагает”, — объяснил “МК” г-н Шишкарев. Он надеется, что предложенная схема позволит закрыть рынок “серых” услуг по регистрации, которые сейчас оказывают гражданам сотрудники дилерских центров, связанные с коррумпированными сотрудниками ГИБДД. “Буквально вчера мой приятель покупал “Шкоду Фабия”, так ему предложили сделать все за 12 тысяч рублей!” — рассказал депутат.
Брать дополнительную плату за регистрацию аккредитованным организациям законопроект запрещает. Аккредитованные дилеры и так получат возможность привлекать дополнительные клиентов, предоставляя им более полный пакет услуг. Значит, регистрация обойдется в сумму, равную госпошлине: 300 рублей за свидетельство и 1500 рублей за номера.
Концепция законопроекта противоречит принятому на прошлой неделе Госдумой в первом чтении законопроекту “О полиции”, где написано, что монополия и на техосмотр, и на госрегистрацию транспортных средств остается за этим правоохранительным органом. И хотя многие депутаты критиковали документ именно за закрепление за полицейскими избыточных коррупционногенных функций, надежд на то, что ко второму чтению в законопроект будут внесены соответствующие изменения, мало. Лоббистские возможности МВД велики. Пример тому — трудная судьба законопроекта, демонополизирующего проведение обязательного техосмотра: он был принят Госдумой в первом чтении уже полгода назад, но дальнейшее его продвижение успешно блокируется.