Событий, подобных драке у штаб-квартиры компании в Санкт-Петербурге 14 сентября, в городе не было со времен рейда вооруженной группы чеченских силовиков на мясокомбинат “Самсон”, вспоминает питерская пресса. Видеоролик на Youtube о драке на крыльце главного офиса “Ленты” напоминает фильм об особенностях национального бизнеса в эпоху “лихих 90-х”. С одним “но”: в кабинет генерального директора с боями прорывался голландский менеджер, представляющий интересы американского инвестиционного фонда.
Немного и об истоках конфликта: акционеры одной из ведущих торговых сетей России не сошлись во взглядах на кандидатуру генерального директора компании. У сети есть два наиболее крупных держателя акций. Это Svoboda Corp., через которую американец Август Мейер управляет пакетом в 41,04%. 30,8% находятся в распоряжении компании Luna Ltd., которая принадлежит инвестиционному фонду TPG (Texas Pacific Group) Capital (80%) и российской “ВТБ капитал”. TPG Capital — один из крупнейших частных инвестфондов мира. В России он присутствует с 1998 года, с перерывом в 2005-2007 годах. В настоящее время торговая сеть “Лента” является его единственным проектом в стране.
Luna приобрела пакет акций в 2009 году у ушедшего из компании Олега Жеребцова. После прихода новых акционеров встал вопрос о поиске руководителя, который бы эффективно решал вопросы развития “Ленты”. “Искали генерального директора, который был бы нейтральной фигурой. Выбирали между российским специалистом и голландцем Яном Дюннингом, который тогда руководил сетью Metro Cash&Carry на Украине. Но россиянин уже был связан другим предложением, и мы взяли Дюннинга”, — делился воспоминаниями с журналистами Сергей Ющенко. По иронии судьбы, именно он подписывал трудовой контракт с Дюннингом 9 ноября 2009 года.
По словам Ющенко, акционерам, которые представляли интересы Svoboda, уже в феврале стало понятно, что с выбором менеджера вышла осечка — новый управленец не подготовил даже плана развития. Но второй крупный акционер сети, компания Luna Inc., заступилась за голландца — мол, ему нужно время. Результаты его труда в последующие месяцы,считает Ющенко, убедили его в необходимости увольнения Дюннинга. Этот вопрос был вынесен 27 мая на собрание Совета директоров. “27 мая представители TPG явились на Совет директоров и, ссылаясь на то, что не были предупреждены о собрании за 10 дней, отказались голосовать и покинули собрание. Тем не менее осталось 5 человек, а для кворума необходимо 4. В результате была принята резолюция назначить Ющенко”, — рассказал на пресс-конференции Дмитрий Костыгин, председатель Совета директоров Lenta Ltd, представляющий интересы Майера. Позже покинувшие заседание члены Совета директоров обратились в Верховный суд Восточного Карибского региона на Британских Виргинских островах с просьбой отменить назначение Ющенко. Суд отказал им, признав решение Совета директоров легитимным. Затем законность назначения Ющенко подтвердил и Международный арбитражный суд в Лондоне, сообщил Ющенко на пресс-конференции.
Летучий голландец
28 июля состоялся последний рабочий день Дюннинга в “Ленте”, и на следующий день на его место заступил Ющенко. Тем не менее 17 августа налоговая инспекция внесла изменения в ЕГРЮЛ, зарегистрировав голландца в в качестве генерального директора ООО “Лента”. Основанием для этого, полагает Ющенко, послужила резолюция за подписью двух из семи членов Совета директоров о назначении Яна Дюннинга генеральным директором. Документ датирован 6 августа. “Если это правильный документ, то зачем скрывать его больше месяца? — удивляется Костыгин. — Я потом спрашивал у налоговиков: как же вы его зарегистрировали? Мне сказали, что проверять подлинность документов — не их обязанность”.
13 сентября Дюннинг появился на пороге офиса “Ленты” с этим документом. Действующий менеджмент не воспринял его всерьез. И напрасно. Апогеем конфликта стал штурм офиса 14 сентября. “У входа в офис собралось около 50 человек — юристы, частные охранники, — приводят “Известия” слова Дмитрия Костыгина. — Наверное, я такого прилива адреналина никогда не испытывал. Эти люди пошли на штурм, били стекла молотками, бросали дымовые шашки. А под ноги наших сотрудников службы безопасности бросали пачки долларов, чтобы отвлечь их внимание”. В итоге милиция, которая приехала на место конфликта, задержала около 30 человек, в том числе Ющенко и Костыгина. Позже их отпустили, а Дюннинг получил доступ к оперативному управлению компанией, заняв офис.
“TPG, по сути, реанимировал практику 90−х годов, когда точку в корпоративных спорах ставили не суды, а люди, вооруженные арматурой”, — резюмирует управляющий партнер юридической компании Magisters Дмитрий Дякин. Впрочем, и Костыгин, и Ющенко будут отстаивать свои интересы исключительно правовыми методами — заверили они журналистов. При этом Svoboda явно дорожит “Лентой”. Компания заявляет о готовности выкупить как десятипроцентную долю розничной сети у Европейского банка реконструкции и развития, так и весь пакет у Luna – причем по цене, в два раза превышающую затраты на приобретение.
Об истинных причинах конфликта между двумя крупнейшими акционерами розничной сети высказывается Infox.ru. Портал приводит мнение одного из менеджеров компании, знакомого с ситуацией: “Мейер на протяжении многих лет вкладывал средства в развитие “Ленты” как в собственный инвестиционный проект. А TPG как портфельный инвестор изначально был заинтересован в том, чтобы консолидировать с минимальными затратами как можно больший пакет акций “Ленты” с целью их дальнейшей перепродажи по более высокой цене. Соответственно, и Ян Дюннинг в качестве генерального директора занимался не столько вопросами развития, сколько “предпродажной подготовкой” компании, что и вызвало закономерное недовольство у Мейера”. Источник сетевого издания полагает, что попытка перехватить контроль над “Лентой” продиктована и острым желанием отыграться за прошлые неудачи компании TPG в России.
Одна из крупнейших международных инвесткомпаний не может похвастаться большим числом успешных инвестпроектов в России. В разные годы фонду принадлежали пакеты в “MTV-Россия”, аптечной сети “36,6”, СИДАНКО, “Штерн цементе”, ЗАО “Версател” (оператор кабельного телевидения Divo-TV), сообщает Infox.ru. Впрочем, войти в уставной капитал ТВ-6 и ТВС фонду так и не удалось. А в период с 2005 по 2007 год TPG и вовсе закрыл российское представительство. “TPG в одночасье обесценил репутацию иностранных бизнесменов и инвесторов в России как надежных партнеров”, — дает оценку Ющенко.