Эхо Италии
Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района считается одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, полновесно воплотившим в себе черты западноевропейского барокко. Место с храмом весьма удачно расположилось на береговом возвышении долины реки Оки в координатах N 54° 52.027′; E 37° 20.781′. Автор проекта, увы, неизвестен, хотя, по некоторым данным, им может быть итальянский архитектор Карло Фонтано. В 1714 году князь Григорий Долгоруков — сенатор и выдающийся петровский посол России в Польше — приступает к возведению своего каприза. Это без преувеличения архитектурное чудо строилось, как и храм Христа Спасителя, целых 40 лет! Примечательна эта каменная ротондная церковь прежде всего своей декорной частью из мячковского известняка — совершенно исключительными для храмов России являются скульптурные изображения апостолов и персонажей из Евангелия. Находящиеся на одинаковом расстоянии друг от друга на высоких тумбах балюстрады словно взывают к нашим заблудшим душам 16 белокаменных скульптур человеческого роста. В истории русского зодчества нет больше примера столь наглого пренебрежения к постановлению Святейшего синода, еще в 1722 году вынесшего запрет на подобного рода скульптуру в Православной церкви. Любопытно, что фигуры, несмотря на то что они простояли долгие годы на открытом воздухе, умудрились сохранить свой первоначальный облик. По замыслу, если двигаться по окружности галереи храма Рождества Богородицы по часовой стрелке, то вначале слева от входа вас, словно живые, «увидят» апостолы Павел, Иоанн и Симон. Затем вы «попадетесь на глаза» воплощениям евангелистов Матфея и Луки, за которыми следуют неизменно скульптуры апостолов Филиппа, Иакова и Варфоломея. На южной стороне балюстрады вам сообщат благую весть статуи Максима и апостолов Андрея и Иакова. Также к югу обращен и евангелист Иоанн, с которым соседствуют Марк, Фома и Матфей. Венчается этот потрясающий скульптурный ансамбль массивной фигурой апостола Петра с таинственными ключами в руке. Увы, но пятерых святых ныне можно посмотреть лишь в экспозиции Серпуховского художественного музея. К слову, все эти изваяния признаны искусствоведами «следующей ступенью» по отношению к примитивным каменным фигурам у популярнейшей коронообразной Знаменской церкви в с. Дубровицы — причем в отличие от них это самое настоящее произведение пластического искусства.
Эхо старой Фландрии
Между городами Волоколамском и Рузой на реке Рузе в координатах N 55° 51.255′ и E 35° 51.561′ живописно расположилось бывшее имение знаменитого родственника царя Николая II и поэта серебряного века, скрывавшего свое имя под инициалами «К.Р.». По иронии судьбы ранее именно здесь происходили тайные встречи декабристов, мечтавших сбросить всех царей на свете. Считается, что в приусадебном парке на одном из пригорков бунтовщики закопали для будущих поколений свою «конституцию». Явной доминантой всего полусохранившегося усадебного ансамбля служит совершенно неожиданная надвратная некогда проездная башня с часами, украшенная ажурными арками, стрельчатыми наличниками, поясами щелевидных ниш, зубцами и пинаклями. Сооружения, подобного этому, в Московском регионе вы более не встретите! Это так называемая башня в стиле старинных фландрийских церквей. Сегодня некогда запущенное «фландрийское» чудо наконец-то приведено в условный порядок: весь кирпич покрашен красновато-коричневой краской, а все остроконечные зубцы башенок спрятались под алюминиевыми листами. Такая реставрация, конечно же, не может не удручать. Однако факт хоть какой-то реставрации утешает при осознании того, что на дворе уже которое десятилетие царит перманентный культурный кризис. Кстати, настоятельно советуем вам поискать геокешерский клад, в котором, по сообщению закладчиков, спрятан найденный на раскопках вблизи кавказских гор самый настоящий кремневый отщеп возрастом 6 тысяч лет (http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=10344).
Бронирование авиабилетов