Председатель комиссии Анатолий Кучерена обратил внимание на то, что существует более 10 структур, отвечающих за безопасность на транспорте, и совершенно невозможно разобраться, кто за что отвечает.
Замминистра транспорта Андрей Недосеков разъяснил , что каждый аэропорт разделен на две зоны: входную группу и стерильную территорию. В первой может находиться кто угодно. В соответствии с действующими законами досмотр при входе в здание аэровокзала необязателен. В стерильную зону гражданин может попасть только при наличии соответствующих документов (обычно это посадочный талон или пропуск). Досмотр входящих в эту зону полный.
— При этом прошу обратить внимание, что в день теракта “Домодедово” работал в штатном режиме, предполагающем только выборочный досмотр при входе в здание аэровокзала, — подчеркнул Недосеков. — Сейчас введен стопроцентный досмотр при входе. Несомненно, что нормативная база в отношении этого момента будет сейчас перерабатываться.
Замначальника главного управления на транспорте МВД РФ Александр Бревнов в своем выступлении попытался защитить позиции милиции. “В соответствии с постановлением правительства от 1994 года решение о досмотре всех посетителей объекта вводится руководителем хозяйствующего субъекта при наличии информации о возможном теракте, — заявил он. — Но в то же время и правоохранительные органы могут принять решение о закрытии входов. Такое решение было принято в “Домодедово” после терактов 2004 года, и довольно долго мы в этом режиме работали. Я не готов сейчас сказать, кто и когда его отменил”. Милиционер также отметил, что в России без досмотра в здание аэропорта можно попасть только в Москве и Санкт-Петербурге.
Контрдоводы против позиции МВД привел исполнительный директор аэропорта “Домодедово” Денис Нуждин:
— У 100%-ного досмотра на входе есть свои недостатки. С техническими все понятно — неудобство пассажиров и дополнительные затраты. Соответствующий документ ИКАО (Международная организация гражданской авиации) говорит как раз о выборочном досмотре. Выстраивающаяся перед постом безопасности очередь является подходящей целью для террористической атаки. Нуждин также подчеркнул, что действующая сейчас технология досмотра на входной группе предписывает решение о проведении выборочной проверки принимать сотруднику ОВД.
— Мы также несем ответственность за деятельность пунктов досмотра: предоставляем технику и сотрудника службы авиационной безопасности, — подчеркнул Нуждин. — Но принимать решение о досмотре они не могут. По закону они имеют право это делать только в отношении членов экипажей, пассажиров, багажа, почты, то есть при входе в стерильную зону.