Ассоциация компаний интернет-торговли собирается на днях подписать резолюцию, предлагающую блокировать размещающие рекламу "серого" товара сайты — с ее помощью АКИТ планируют изменить законодательство о рекламе, а также Гражданский кодекс. Затем документ будет направлен в Госдуму, Совет Федерации, правительство РФ, Верховный суд и другие структуры.
Для защиты правообладателей авторы резолюции предлагают "прекращать делегирование доменного имени", если его использование сопряжено с нарушением прав на интеллектуальную собственность. Такие меры затронут недобросовестных игроков e-commerce в России — как заявил РБК исполнительный директор АКИТ Виталий Жигулин, в настоящее время они составляют около половины от всех интернет-магазинов.
Речь идет о сайтах, рекламирующих "серые" товары - может быть незаконно ввезенный на территорию России iPhone или подделка марки одежды. Среди них и крупнейшие агрегаторы - "Яндекс.Маркет" и "Товары Mail.ru"."По нашим данным, в России около 40 тысяч интернет-магазинов и примерно половина из них размещает рекламу брендов и марок без согласия правообладателей. Среди них агрегаторы "Яндекс.Маркет", "Товары Mail.ru" и другие", - сообщил Жигулин, отметив, что претензии зачастую направлены именно к доминирующему на этом рынке "Яндекс.Маркет".
Ситуация с "Яндекс.Маркетом" беспокоит членов АКИТ по трем причинам - во-первых, нарушаются права потребителей (площадка недостоверно информирует их о товарах); во-вторых, страдают правообладатели (на "Яндекс.Маркете" много ввезенных в Россию в обход официальных каналов товаров); в-третьих, пользуясь этой площадкой, магазины демпингуют (это следствие первых двух факторов). Давая "самое лучшее, самое низкое" ценовое предложение, "Яндекс.Маркет" уводит клиентов с площадок добросовестных игроков на сайты недобросовестных, что убивает рентабельность легальной розницы.
Между тем, представитель "Яндекса" считает, что компания не может самостоятельно устанавливать факт нарушения в каждом конкретном случае - это дело суда или ФАС. По мнению поисковика, выдвигаемые АКИТ инициативы не учитывают случаи использования товарных знаков в рекламе, что может привести к нарушению прав рекламодателей и потребителей товаров, а также к ограничению конкуренции.
С ним солидарен вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян. "Мы даем возможность производителю товара выделить продавцов, которых он считает официальными (сертифицированными) продавцами своей продукции", - заявил он изданию, подчеркнув, что площадка "Товары Mail.ru" соблюдает законодательство о рекламе. По его мнению, обязать агрегатор контролировать "серость" товара технически невозможно - на крупных площадках представлены миллионы позиций, это прерогатива органов, которые контролируют экспортно-импортные операции.